Комплектация аптечки первой помощи

| консультации | печать
В соответствии с требованиями трудового законодательства наша компания организовывает санитарный пост с аптечкой для оказания первой помощи работникам. В связи с этим были закуплены лекарства, градусник, тонометр, перевязочные материалы. Можно ли их стоимость учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль?

На наш взгляд, вы можете учесть для целей налогообложения прибыли стоимость приобретенных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Но сразу предупредим, что такой подход проверяющие, скорее всего, не одобрят.

Позиция Минфина

Совсем недавно специалисты Минфина России в письме от 20.08.2012 № 03­-03­-06/1/412 рассмотрели аналогичную ситуацию, и пришли к следующему выводу. Затраты по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме кодекса учитываются расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Но учесть при расчете налога на прибыль можно только стоимость медицинских изделий по перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н (далее – приказ № 169н).
А в него включены только бинты, лейкопластыри, салфетки, устройство для проведения искусственного дыхания и тому подобные медицинские изделия. Как видите, лекарственные препараты в этом списке не значатся.

Получается, что организация не может отразить в налоговом учете расходы на приобретение медицинских приборов и лекарственных средств, которые не поименованы в приказе № 169н. Объясним логику рассуждений финансистов.

Работодатель должен обеспечить своим сотрудникам санитарно­бытовое и лечебно­профилактическое обслуживание. Для этих целей необходимо оборудовать в том числе и санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратами для оказания первой помощи. Такое требование закреплено в ст. 223 ТК РФ и в приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В названных документах сказано, что оборудование санитарных постов с аптечками производится по установленным нормам. Перечень медицинских изделий, которыми должна быть укомплектована аптечка, утвержден в приложении к приказу № 169н, и в него, как мы уже сказали, включены только медицинские изделия.

Есть альтернатива

Мы считаем, что подход Минфина России к решению рассматриваемого вопроса неоправданно строг. На наш взгляд, упоминание в ст. 223 ТК РФ и в приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н нормативов, в соответствии с которыми должна быть укомплектована аптечка, носит ограничительно­минимальный характер. То есть в каждой организации должен быть минимальный комплект аптечки для оказания первой помощи при несчастных случаях.

Но никто не запрещает работодателю и расширить этот список, включив в него лекарственные средства. Тем более что в вышеназванных документах прямо сказано, аптечки должны быть укомплектованы и набором лекарственных средств, а не только изделиями медицинского назначения. А отсутствие утвержденного перечня таких препаратов не говорит о том, что их вообще не должно быть в аптечке. Этот список вполне может утвердить руководитель приказом по организации.

Более того, наличие в аптечке лекарственных препаратов установлено санитарными правилами, предусмотренными для определенных видов деятельности. Например, требование о наличии в аптечках лекарственных средств содержится в санитарно­эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31. Аналогичное требование предусмотрено и для торговых организаций (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23), а также для организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59).

Таким образом, расходы на комплектацию аптечек лекарственными средствами можно учесть при расчете налога на прибыль.

Позиция Минфина усложнит бухучет

Если организация решит не рисковать и воспользуется вариантом, предложенным в комментируемом письме Минфином России, то бухгалтеру нужно будет не забыть отразить в бухгалтерском учете разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Это связано с тем, что, как мы уже сказали, с точки зрения финансистов расходы на приобретение лекарственных препаратов, не указанных в приказе № 169н, нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Однако в бухгалтерском учете такие расходы учитываются на счете 10 (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально­производственных запасов»), а при передаче укомплектованных аптечек для использования их стоимость списывается на счета учета затрат (счет 26 или 44). Из­за разницы отражения расходов в налоговом и бухгалтерском учете возникают постоянные разницы, что приводит к образованию постоянного налогового обязательства (п. 4, 7 ПБУ 18/02).