Товарный знак является обозначением, служащим для индивидуализации товаров. Его могут использовать лица, обладающие правами на него.
Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых он зарегистрирован, и (или) на их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товара, а также вместо товарного знака последнего (ст. 1, 4, 22 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров»).
Из приведенных норм следует, что условиями использования товарного знака являются:
- наличие на него прав;
- применение товарного знака только на товарах, для которых он зарегистрирован.
Изготовление товара именно правообладателем товарного знака не является обязательным условием для его использования. Следовательно, организация может использовать товарный знак и на товарах, закупленных у иных производителей. Важно, чтобы он применялся на товарах, для которых создан. Однако при этом потребитель должен быть информирован об изготовителе товара. Это следует из содержания ст. 9, 10 Закона РФ от 7 февраля1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичный марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом он вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товаров неудовлетворительного качества.
Ответственность за ненадлежащее качество товаров, в том числе и продовольственных, несут как их изготовители, так и продавцы.