Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Законодательством процедура исключения из реестра записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации не предусмотрена. А судебная практика по данной категории споров в разных округах складывается диаметрально противоположная.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) предусматривает следующий алгоритм действий при реорганизации ООО в форме преобразования (см. схему).
Шаг первый. ООО представляет в регистрирующий налоговый орган заявление — уведомление о начале реорганизации с указанием формы реорганизации, а также с приложением решения общего собрания участников (или решения единственного участника) по форме, утвержденной письмом ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@. Представить такое заявление нужно в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации. В срок не позднее трех рабочих дней после этого налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Шаг второй. В течение пяти дней после направления заявления о начале реорганизации в регистрирующий орган обществу необходимо направить письменные уведомления об этом всем известным ему кредиторам (п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Шаг третий. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации общества оно обязано дважды с периодичностью в месяц опубликовать в СМИ, которые публикуют сведения о регистрации юридических лиц, информацию о том, что компания находится в процессе реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации и п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).
Шаг четвертый. Общество представляет в регистрирующий орган заявление о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации. Заявителем в данном случае выступает уже орган управления новой компании (ст. 56 Закона об ООО). Вместе с заявлением представляют и иные документы, перечень которых установлен Законом о госрегистрации (ст. 14). Четко срок представления такого пакета документов в законе не установлен. Однако исходя из того, что кредиторы компании вправе предъявить свои требования о досрочном погашении обязательств в течение 30 дней после публикации второго сообщения в СМИ (п. 5 ст. 51 Закона об ООО), между внесением записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации и представлением документов для регистрации вновь созданного юридического лица должно пройти минимум 60 дней.
Вновь образованное юридическое лицо считается созданным после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 Закона об ООО и п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Регистрирующий орган вносит ее не позднее пяти рабочих дней со дня представления заявителем всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 и п. 4 ст. 15 Закона о госрегистрации).
Как видно из приведенного алгоритма, ни на одном из перечисленных этапов законом не предусмотрена возможность общества, находящегося в процессе реорганизации, приостановить данную процедуру. Именно этот пробел становится камнем преткновения в спорах между налоговиками и компаниями, «передумавшими» реорганизоваться.
В некоторых округах суды кассационной инстанции при разрешении подобных дел приходят к абсурдным выводам: по их мнению, для исключения из ЕГРЮЛ записи о нахождении компании в процессе реорганизации этой же компании необходимо обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения о реорганизации. И только на основании положительного судебного акта регистрирующий орган вправе будет исключить соответствующую запись из реестра (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу № А75-3251/2010). Другой вариант — оспаривать не решение о реорганизации, а обращаться в суд с заявлением об оспаривании записи в ЕГРЮЛ о нахождении общества в процессе реорганизации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2011 по делу № А45-4470/2011).
Правда, в большинстве случаев суды кассационной инстанции приходят к более логичному мнению, удовлетворяя требования об исключении спорной записи из ЕГРЮЛ и не пугаясь неурегулированности данного вопроса на законодательном уровне. Так, например, ФАС Московского округа указал, что регистрация сведений о реорганизации компании носит уведомительный характер, а потому общество, принявшее решение о реорганизации, так же может и отменить его. Законодательство не требует от ООО непременно завершить процедуру реорганизации, как и не придает такой процедуре необратимый характер (постановление от 01.03.2011 № КГ-А40/385-11). Такие же выводы положены в основу постановления ФАС Северо-Западного округа (от 02.11.2011 по делу № А53-2296/2011).
ФАС Дальневосточного округа в качестве аргумента оперирует принципом достоверности сведений в ЕГРЮЛ. Если компания передумала проводить реорганизацию, а запись о начале реорганизации содержится в реестре, то отказ налоговой исключить эту запись нарушает принцип достоверности (постановление от 07.03.2012 № Ф03-780/2012).
С возможностью исключения из реестра записи о нахождении компании в процессе реорганизации соглашаются и ФАС Уральского (постановления от 19.01.2011 № Ф09-11006/10-С4, № Ф09-10996/10-С4) и Волго-Вятского округов (постановление от 25.05.2012 по делу № А82-11062/2011).
Таким образом, прекратить процесс реорганизации ООО теоретически возможно, представив в регистрирующий орган заявление о регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001). Однако итоговое решение будет зависеть от готовности налогового органа расширительно толковать положения Закона о госрегистрации, поскольку в данной форме заявления специальной графы для отмены реорганизации не предусмотрено.