Данная ситуация регулируется рядом нормативных актов. В частности, согласно ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной признается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества стоимостью свыше 10% уставного фонда предприятия или в 50 раз превышающая установленный законом МРОТ. Данные сделки требуют предварительного согласия собственника имущества.
Федеральным законом от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон о резерве) указано, что поставки материальных ценностей в госрезерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд. Данные отношения регулирует Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), устанавливающий единый порядок размещения указанных заказов. Их формирование осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о размещении заказов и Федеральным законом от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках) путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить госконтракт.
Заключению контракта на поставку товаров для государственных нужд предшествуют процедура размещения госзаказа и его принятие будущим поставщиком. Так, для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке товаров, предусмотрен особый порядок размещения заказа.
На основании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в реестр, формируемый ФАС, включаются хозяйствующие субъекты, занимающие на товарном рынке долю свыше 35%. Следовательно, обязанность заключить государственный контракт возникает у предприятий, включенных в указанный реестр.
Исходя из положений законов о резерве и поставках продукции поставщик, занимающий доминирующее положение на рыке соответствующих товаров (монополист), обязан принять госконтракт независимо он наличия либо отсутствия согласия собственника имущества. Уклонение от заключения контракта влечет уплату поставщиком неустойки. Факт принятия госзаказа поставщиком порождает обязанность заключения госконтракта.
В свою очередь, указание на п. 6 ст. 11 Закона о резерве, в соответствии с которым сведения о поставках, выпуске, закладке, об освобождении, дислокации и фактических запасах государственного резерва относятся к государственной тайне, не является основанием для невозможности рассмотрения и принятия федеральными органами исполнительной власти решений о согласовании крупных сделок. Этот вопрос может быть рассмотрен в закрытом режиме в установленном порядке.
Если собственник не согласен с порядком совершения крупной сделки, он вправе обжаловать ее в суде.