Закон не запрещает «заблокировать» в уставе отчуждение доли (части доли) в уставном капитале ООО каким-либо конкретным способом, например, любым способом, кроме продажи. Также нет и запрета на установление заранее определенной цены покупки доли в уставном капитале общества, уставом которого отчуждение долей третьим лицам запрещено. А вот цену для приобретения такой доли самим обществом изменить нельзя — она определяется в порядке, предусмотренном законом.
В уставе ООО можно предусмотреть запрет на продажу либо отчуждение иным образом доли (части доли) в уставном капитале общества. Такое право предусмотрено абз. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 93 ГК РФ.
При этом формулировка приведенной нормы позволяет утверждать, что ограничение можно установить не только на отчуждение в принципе, но и на отдельные его способы. Например, можно предусмотреть только недопустимость продажи долей, или же, как сказано в вопросе, разрешить любое отчуждение за исключением продажи. Прямого запрета на это в законодательстве нет. Более того, нет и судебной практики, которая бы повышала риск признания решения об утверждении таких положений недействительным.
Заметим, что при неточности формулировки положений устава, которая не позволит однозначно говорить об установлении запрета на отчуждение, суд будет рассматривать такой устав как не содержащий императивного запрета на отчуждение доли (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2011 по делу № А53-615/2010).
А некоторые суды рассматривают как соответствующее Закону об ООО положение устава о запрете на передачу доли (части доли) в залог (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2012 по делу № А42-8838/2011). Такая позиция вполне логична, ведь обращение взыскания на предмет залога в данном случае повлечет отчуждение доли. Исключение составит случай, когда залогодержателем выступает управомоченное на покупку такой доли лицо (другой участник ООО).
Преимущественное право покупки доли (части доли) в уставном капитале ООО по цене предложения третьему лицу или по заранее определенной цене возникает у участников при намерении одного из них продать принадлежащую ему долю третьему лицу (п. 5 ст. 21 Закона об ООО). Очевидно, что такое право не возникает при отчуждении доли в пользу другого участника или при отчуждении иным способом, нежели продажа.
Что касается заранее установленной цены покупки доли (части доли), то такую цену определяют в целях реализации участниками ООО своего преимущественного права покупки доли. То есть цель — не допустить, чтобы при реализации преимущественного права участникам были предложены заведомо невыполнимые условия (например, многократно завышена цена), вследствие чего такое преимущественное право стало бы лишь декларацией на бумаге. В других случаях установление цены покупки доли заранее законодательство не предусматривает. Однако правоотношения, участниками которых выступают частные лица (к ним относятся и корпоративные), регулируются по принципу «что не запрещено, то разрешено». Запрета на установление цены покупки доли иными участниками в законе нет, а значит, оно допустимо. Правда, это правило не сработает в отношении общества, приобретающего долю в уставном капитале.
Приобретение доли (части доли) обществом допустимо только в строго определенных случаях. Среди них упоминается и отказ участников приобрести долю в уставном капитале, если уставом ее отчуждение третьим лицам запрещено (абз. 1 п. 2 ст. 23 Закона об ООО). В этом случае по требованию участника, который намерен продать долю, общество обязано ее приобрети. Но покупная стоимость такой доли определена в законе императивно — она должна соответствовать действительной стоимости доли, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (абз. 3 п. 2 ст. 23 Закона об ООО). Следовательно, предусмотреть какую-либо иную заранее определенную цену покупки доли для ее приобретения обществом в уставе нельзя.