Условия и порядок установления частного сервитута на земельный участок регулируются ст. 274 ГК РФ.
Собственник участка вправе требовать от соседа, а в необходимых случаях и от владельца другого участка предоставления права ограниченного пользования землей, в том числе для прохода и проезда. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником участка.
Из приведенных положений следует, что добиваться установления частного сервитута могут не только собственники участков, непосредственно примыкающих к необходимому им для ограниченного пользования, но и другие, также нуждающиеся в сервитуте. Свои требования они могут предъявить к владельцу участка каждый в отдельности.
Однако, по мнению автора, они могут выступить «единой командой». То, что в названной норме стороны соглашения о сервитуте указаны в единственном числе, — не препятствие. И вот почему.
Соглашение, о котором говорится в ст. 274 ГК РФ, направлено на установление гражданских прав и обязанностей, то есть в силу ст. 153 является сделкой. Согласно ст. 154 ГК сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры). К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (п. 2 ст. 420 Кодекса). Согласно п. 1 ст. 308ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Следовательно, если собственники земельных участков объединены общностью одного интереса, то они могут одновременно выступить в качестве «коллективной» стороны соглашения о сервитуте.
В то же время автор не исключает и возможность установления в данной ситуации публичного сервитута, условия и порядок установления которого регулируется ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться, в частности, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного населения для прохода или проезда через земельный участок. При этом ни Земельный кодекс РФ, ни иное законодательство не раскрывают понятия «местное население», которое следует применять в целях ст. 23 Земельного кодекса РФ. Обратимся к положениям ст. 26 и 27 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу в течение одного месяца.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы.
Из приведенных положений следует, что органы местного самоуправления должны учитывать интересы и мнения не только всего или большинства населения муниципального образования, но и групп граждан, объединенных совместным проживанием на определенной территории.
Из анализа норм названного Закона и положений ст. 23ЗК РФ следует, что публичный сервитут может быть установлен в интересах не только всего или большинства населения муниципального образования, но и его части, в том числе и незначительной.
Таким образом, в данной ситуации у собственников есть основания добиваться установления как частного, так и публичного сервитута. Чем больше граждан нуждаются в ограниченном праве пользования участком, тем больше предпосылок в пользу публичного сервитута.