Фактически заказчик, не поставляя своевременно на объект материальные ценности, обязанность по поставке которых возложена на него в соответствии с условиями договора, нарушает свои обязательства по договору. Таким образом, денежные средства, получаемые в данном случае обществом от заказчика, связаны с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по договору и фактически являются неустойкой.
Соглашение о неустойке, как того требует ст. 331 ГК РФ, заключено в письменной форме (указанное условие содержится в договоре подряда).
Штрафы, пени, неустойки включаются в состав прочих доходов в суммах, в которых они признаны должником (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
В бухгалтерском учете записи делаются на дату признания штрафных санкций должником (п. п. 10.2 и 16 ПБУ 9/99).
В рассматриваемом случае имеется акт (претензия), подписанный представителями сторон договора. Соответственно сумма неустойки будет отражена в составе прочих доходов общества на дату подписания указанного акта (претензии).
В бухгалтерском учете подрядчика санкции за нарушение заказчиком договорных обязательств, предусмотренные договором, на дату подписания акта отражаются проводкой:
Дебет 76 - Кредит 91 - отражены штрафные санкции за нарушение договорных условий.
Необходимо ли включать полученные (подлежащие получению) обществом от заказчика суммы штрафных санкций в облагаемую базу по НДС?
Напомним, что в первоначальной редакции гл. 21 НК РФ существовала норма, обязывающая налогоплательщиков включать в налоговую базу по НДС суммы штрафных санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров. Законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ эта норма была исключена.
Однако в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Объектом обложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, в п. 2 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, суммы полученных (подлежащих получению) штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров включаются в налоговую базу по НДС, если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Минфин России в Письме 13.03.2007 N 03-07-05/11 разъяснил, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается, в частности, на суммы, каким-либо образом связанные с оплатой облагаемых НДС услуг. Следовательно, суммы гражданско-правовых санкций за нарушение условий договора нужно рассматривать как суммы, связанные с оплатой услуг, и соответственно включать в налоговую базу по НДС <*>.
--------------------------------
<*> Указанное Письмо было ответом на запрос банковской организации, получавшей штрафы с арендаторов банковской ячейки в случае утраты ключа от нее. Тем не менее, скорее всего, данной логикой чиновники будут руководствоваться и в иных аналогичных случаях.
Аналогичные ответы на вопросы налогоплательщиков содержатся в Письмах Минфина России от 03.10.2005 N 03-04-11/259, от 18.10.2004 N 03-04-11/168, МНС России от 27.04.2004 N 03-1-08/1087/14, УМНС России по г. Москве от 24.03.2004 N 24-11/19862). Чиновники исходили из того, что выручка от реализации при исчислении налоговой базы по НДС складывается из всех доходов, так или иначе связанных с расчетами по оплате реализованных товаров, работ, услуг или имущественных прав (п. 2 ст. 153, ст. 162 НК РФ).
А так как штрафы и прочие санкции гражданско-правового характера обычно уплачиваются за ненадлежащее исполнение денежных договорных обязательств, то их необходимо рассматривать как доходы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги).
Если следовать этим разъяснениям, то организация-исполнитель обязана включить суммы штрафных санкций, подлежащих получению от заказчиков, в состав налогооблагаемой базы по НДС. Но, по мнению автора, поступать таким образом налогоплательщики не обязаны.
Говоря о необходимости включения сумм полученных санкций в налогооблагаемую базу по НДС, Минфин России ссылается на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Фраза "иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)" и наводит чиновников на мысль о включении в налоговую базу по НДС сумм гражданско-правовых санкций (неустоек, штрафов, пени).
Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Отсюда следует, что суммы данных санкций являются возмещением возможных убытков стороны, права которой нарушены. Они не увеличивают и цену реализованных товаров (работ, услуг), поскольку не являются ее составной частью (ст. ст. 153 и 154 НК РФ), и налоговую базу по НДС, так как это прямо не предусмотрено соответствующими положениями НК РФ.
Действующее налоговое законодательство относит доходы в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств к внереализационным доходам, а не к выручке от реализации товаров (п. 3 ст. 250 НК РФ). И хотя здесь (ст. 250 НК РФ) говорится о налоге на прибыль, подобная квалификация штрафных санкций косвенно свидетельствует о непризнании законодателем их связи с реализацией.
Такой довод, на наш взгляд, может помочь налогоплательщику в возможном споре с чиновниками защитить свою позицию о невключении неустоек, пеней и штрафов в налоговую базу по НДС.
Таким образом, полученные подрядчиком от заказчика денежные средства за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств обложению НДС, по мнению автора, не подлежат.
Эти выводы подтверждает и сложившаяся судебная практика (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2006 N Ф08-4617/2006-1979А, Восточно-Сибирского округа от 14.11.2005 N А19-4125/04-30-Ф02-5651/05-С1, Уральского округа от 13.08.2007 N Ф09-6305/07-С2, Московского округа от 06.01.2004 N КА-А40/10691-03).
Однако налогоплательщику, который примет решение не включать суммы санкций, полученные от покупателя (заказчика) за нарушение договорных обязательств, в налоговую базу по НДС, следует оценить возможные последствия и быть готовым отстаивать свои интересы в суде.
Если общество все же решит начислять НДС на сумму неустойки, то в месяце подписания сторонами акта (претензии) о признании заказчиком суммы неустойки обществу необходимо выписать счет-фактуру на сумму неустойки в одном экземпляре на свое имя и зарегистрировать его в книге продаж (п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ расчетные ставки применяются при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ. В частности, к денежным средствам, связанным с оплатой товаров (работ, услуг), относятся суммы санкций за неисполнение, ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате, с сумм штрафных санкций определяется как произведение суммы штрафных санкций на расчетную ставку 18/118.
То есть даже если в стоимость одного часа простоя согласно условиям заключенного подрядчиком с заказчиком договора не включен НДС, по мнению автора, общество (в том случае, если оно решит начислить НДС с сумм неустойки) может расчетным путем (произведение суммы штрафных санкций на расчетную ставку 18/118) исчислить сумму НДС с сумм неустоек, подлежащих получению.
В возникновении простоев в работе общества (подрядчика) в связи с плохими метеоусловиями трудно обвинить заказчика. В обязательства заказчика по договору не входит обеспечение нормальных метеоусловий для работы общества. Да и заказчик вряд ли может каким-либо образом существенно влиять на погодные условия.
Соответственно назвать полученные подрядчиком в таком случае от заказчика денежные средства неустойкой, т.е. признать заказчика не выполнившим свои обязательства по договору, по мнению автора, будет неправомерно.
В данном случае общество не может продолжать вести работы по бурению по объективным, ни от кого не зависящим причинам.
При этом никакие работы для заказчика за время простоя по метеоусловиям общество не осуществляет, услуги не оказывает.
По мнению автора, суммы, полученные подрядчиком от заказчика, в таком случае, так же как и в случае с простоями по вине заказчика, не связаны с реализацией обществом работ, услуг. Указанные суммы не являются суммами, "иначе связанными с оплатой" реализованных обществом работ (услуг). Соответственно подрядчик не обязан включать указанные суммы в состав налогооблагаемой базы по НДС. Данные суммы, по мнению автора, необходимо учитывать в полном объеме в составе прочих доходов (в составе внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль) без выделения НДС.
Однако не исключено, что и в этом случае представители налоговых органов будут настаивать на включении сумм, полученных обществом от заказчика за время простоя по метеоусловиям, в налогооблагаемую базу по НДС. В обоснование своей позиции контролеры могут привести аргументы, аналогичные аргументам работников ФНС и Минфина России, приведенным в п. 1 ответа.
Если общество решит исчислить НДС с сумм полученных от заказчика в счет оплаты времени простоя по метеоусловиям денежных средств, по мнению автора, для расчета суммы налога может быть использована расчетная ставка 18/118.
Решений арбитражных судов по данному вопросу обнаружить не удалось.
Таким образом, учитывая неоднозначность ответа на данный вопрос, можно порекомендовать обществу направить соответствующий запрос в ФНС и Минфин России.