В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и(или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Понятие "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении, приведенном в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 3 которого определены следующие основные понятия:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В ст. 24 Закона "О рекламе" изложены требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, в том числе безрецептурного отпуска.
Кроме того, рекламная кампания лекарственных средств (в том числе безрецептурного отпуска) не должна выходить за рамки Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в ред. от 18.12.2006). При этом следует учитывать, что согласно ст. 43 Закона N 86-ФЗ:
- информация о лекарственных средствах осуществляется в соответствии с требованиями государственного информационного стандарта (п. 1);
- информация о лекарственных средствах, отпускаемых без рецепта врача, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных средств, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств (п. 2);
- допускается использование любых материальных носителей информации о лекарственных средствах, позволяющих хранить, передавать и использовать эту информацию без искажений (п. 4).
Организации оптовой торговли лекарственными средствами могут продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение: других организаций оптовой торговли лекарственными средствами; производителей лекарственных средств для целей производства; аптечных учреждений; научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы; индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности (ст. 29 Закона N 86-ФЗ).
Таким образом, по мнению автора, с учетом положений Законов "О рекламе" и N 86-ФЗ передача в рекламных целях образцов (пробников) медицинской продукции не входит в понятие рекламы медицинских препаратов.
Итак, потенциальным потребителям (участникам круглых столов и фармацевтических кружков в ЛПУ и аптеках) бесплатно передаются лекарственные средства безрецептурного отпуска.
Факт реализации этих образцов организацией оптовой торговли может быть подтвержден отчетами (актами) о передаче образцов препаратов и отчетами по фармкружкам и круглым столам.
В этом случае при определении налоговой базы по налогу на прибыль, по мнению автора, не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (лекарственных средств) и затрат, связанных с такой передачей, на основании пп. 16 ст. 270 НК РФ.