Статья 29 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" содержит положения, которые ограничивают права организаций оптовой торговли по продаже (передаче) лекарственных средств. В перечень лиц, в отношении которых законодательство разрешает указанные действия, включены другие организации оптовой торговли, аптечные учреждения, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Получается, что согласно требованиям действующего законодательства, регламентирующего оборот лекарственных средств, организации оптовой торговли не должны передавать образцы препаратов практикующим врачам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На основе указанных норм, а также положения п. 16 ст. 270 НК РФ УМНС России по г. Москве сделан вывод о том, что распространение образцов лекарственных средств является безвозмездной передачей, и поэтому их стоимость не может приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 16.05.2003 N 26-12/26599).
По мнению автора, приведенные положения Закона N 86-ФЗ свидетельствуют не столько о невозможности признания рассматриваемых расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, сколько о том, что сама передача лекарственных средств организациями оптовой торговли лицам, не поименованным в ст. 29 названного Закона, незаконна.
При этом, по мнению автора, расходы по передаче лекарств врачам являются рекламными расходами, так как полностью соответствуют определению рекламы, данному в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <*>. Информация о лекарстве, сопровождающая его передачу, направлена:
- в конечном счете, не столько самому врачу, сколько неопределенному кругу лиц, которые являются пациентами врача и могут быть потенциальными потребителями лекарственного средства;
- на привлечение внимания к переданному лекарственному препарату;
- на формирование интереса к переданному лекарственному препарату;
- на продвижение на рынке нового лекарственного средства.
--------------------------------
<*> Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
То есть в данном случае передаче лекарств сопутствуют все признаки, присущие рекламе.
Обратите внимание! Придерживаясь этой позиции, Вы рискуете столкнуться с непониманием со стороны налогового органа. Право на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на стоимость образцов лекарств, переданных врачам в рекламных целях, возможно, придется отстаивать в арбитражном суде.