Позиция Минфина России
Согласно официальной позиции Минфина России (в частности, изложенной в Письме от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640) при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля для целей налогового учета в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ необходимо учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Нормы).
В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, налогоплательщику, по мнению Минфина России, следует руководствоваться соответствующей технической документацией и/или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Обязывая налогоплательщиков применять указанные выше нормативы, Минфин России ссылается на абз. 2 общих положений Норм, в котором установлено, что нормы расхода топлива на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.
Мнение эксперта
- Ни положения пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, ни иные статьи НК РФ не ограничивают сумму расходов на содержание служебного транспорта, учитываемую в целях налогообложения прибыли, какими-либо нормативами.
- Федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство транспорта РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ). Более того, Нормы, о которых шла речь как о "руководящем документе", не являются нормативным правовым актом, поскольку согласно п. 4 Приказа Минтранса России от 12.07.2001 N 116 нормативные правовые акты издаются этим ведомством исключительно в виде приказов.
- Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Однако документ, которым утверждены Нормы, не был официально опубликован, поэтому требование его применять противоречит ст. 15 Конституции РФ.
Таким образом, на законодательном уровне обязанность применять указанные Нормы не установлена.
Организация имеет право учитывать для целей налогообложения прибыли сверхнормативные расходы на топливо при условии их обоснованности. Обосновать затраты можно самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, их состояния (износа) и условий эксплуатации, закрепив способ расчета расхода топлива в учетной политике.
Обратите внимание! Позиции, изложенной в Письме от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, Минфин России придерживается уже давно, и данные разъяснения направлены в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России для применения на практике. Поэтому не исключена вероятность, что подтверждать обоснованность своих затрат и неправомерность позиции контролирующих органов организации придется в суде.
Примеров из арбитражной практики по данному вопросу можно привести немного, однако имеющиеся судебные решения приняты в пользу налогоплательщиков (например, Постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2005 N Ф09-103/05-АК).