Стоит отметить, что вопрос о действительности сделок с арестованными ценными бумагами не зависит от того, известно ли регистратору или депозитарию о наложении ареста. Сделки совершает сторона-должник, которая знает о вынесенном определении (так как она является лицом, участвующим в деле, в рамках которого приняты меры обеспечения иска).
Что касается самого определения ареста, то в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве» арест должника состоит из:
✔ описи имущества;
✔ объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования, его изъятия или передачи на хранение.
Итак, арест — это запретна распоряжение имуществом, который выносится в отношении должника. Он вступает в силу с момента вынесения определения суда об обеспечении иска. В соответствии с п. 1 ст. 96АПК РФ определение об обеспечении иска подлежит немедленному исполнению. Поэтому сделки должника с арестованными акциями являются недействительными как совершенные с нарушением закона (ст.91 АПК,ст.51 ФЗ «Об исполнительном производстве») и признаются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
Отсутствие уведомления регистратора (депозитария) лишь означает, что он не несет ответственность за совершение записей, так как его вина отсутствует. Но записи тоже будут недействительными, так как совершены без основания. Следует подчеркнуть, чтобы доказать это, необходимо в судебном порядке заявить о применении последствий ничтожной сделки.
Если же акции попадут к добросовестному приобретателю, то факт ареста не будет играть роли, поскольку определяющим фактором станет то обстоятельство, по своей воле должник совершил эту сделку или нет.