Да, возникнет. Однако Минфин России на сегодняшний день занимает иную точку зрения.
Эволюция позиции Минфина
Более семи лет Минфин России считал, что в налоговом учете исключительное право на использование товарного знака на территории иностранных государств, возникшее при его международной регистрации, является нематериальным активом (письмо от 02.08.2005 № 03-03-04/1/124). Такую позицию финансисты обосновывали следующим образом.
Для целей налогообложения прибыли нематериальным активом признаются приобретенные и (или) созданные организацией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые используются в деятельности организации свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 257 НК РФ). Кроме того, объект должен приносить компании доход и у нее должны быть правильно оформленные документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы). Следовательно, исключительное право на товарный знак, в том числе зарегистрированное в иностранном государстве, относится к нематериальным активам. При этом специалистов финансового ведомства не смущал тот факт, что у компании, обратившейся в Минфин России за разъяснениями, на тот же товарный знак уже было получено исключительное право на территории Российской Федерации и в налоговом учете оно числилось в составе нематериальных активов.
Однако в письме от 08.11.2012 № 03-03-06/1/579 специалисты Минфина России изменили свою позицию и пришли к выводу, что затраты на регистрацию товарного знака на территории иностранного государства должны учитываться как прочие расходы, связанные с производством и реализаций. Конечно, при условии, что они соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, то есть должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны.
По мнению Минфина России, такой порядок учета связан с тем, что получение организацией исключительных прав на использование зарегистрированного в России товарного знака на территории иностранного государства не приводит к возникновению нового нематериального актива (товарного знака), а является дополнительным основанием правовой охраны уже существующего объекта.
Мнимая поблажка
В новых разъяснениях финансисты не упомянули о том, что произведенные затраты нужно учитывать равномерно в течение срока использования исключительного права на товарный знак. По общему правилу, прочие расходы отражаются при расчете налога на прибыль единовременно (п. 1 ст. 272 НК РФ). Однако специалисты Минфина России неоднократно в своих разъяснениях указывали на то, что для исключительных прав это правило не работает.
Так, в письме от 13.02.2012 № 03-03-06/2/19 была рассмотрена следующая ситуация. Компания приобрела исключительные права на компьютерную программу стоимостью менее 40 000 руб. Как известно, такие активы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. По мнению финансистов, такие расходы для целей налогообложения прибыли должны отражаться с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Срок списания затрат нужно взять из соответствующего договора. Если же он в нем отсутствует, то период списания компания должна установить самостоятельно.
С большой степенью вероятности можно предположить, что и в нашей ситуации Минфин России будет придерживаться точно такой же точки зрения. Таким образом, единовременное списание расходов приведет к спорам с проверяющими.
Как видим, и в случае учета стоимости исключительных прав на товарный знак, возникших при их международной регистрации, в составе нематериальных активов, и в случае списания соответствующих затрат в состав прочих расходов они будут попадать в налоговую базу частями. Поэтому минимизировать налог на прибыль не получится.
От редакции
На наш взгляд, первоначальная позиция финансового ведомства в отношении налогового учета рассматриваемых расходов больше соответствует действующему законодательству. Для целей налогообложения прибыли объектом нематериальных активов является именно исключительное право на товарный знак, а не сам товарный знак. Кроме того, исключительное право на товарный знак, зарегистрированное в России, подпадает под правовую охрану только на территории Российской Федерации. При международной регистрации бренда возникают новые правовые отношения — использование товарного знака защищено уже законодательством иностранных государств, и действующее на территории РФ исключительное право не имеет к этому никакого отношения. Поэтому если один и тот же товарный знак зарегистрирован несколько раз (как в рассматриваемой ситуации), то и объектов НМА будет несколько.