Да, они имеют такое право даже в случае проведенной накануне выездной проверки реорганизуемого общества. Налоговый орган согласно ст. 87 НК РФ вправе после получения сообщения о реорганизации общества проверить его заново по проверенным налогам за уже проверенный налоговый период. При этом не исключено, что заново будет проверен весь максимально допустимый период деятельности общества — то есть до трех календарных лет (ст. 87 НК РФ).
«Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку» (абз. 3 ст. 87 НК РФ).
В случае назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией юридического лица руководитель налогового органа принимает решение по форме, приведенной в приложении 2 к приказу МНС России от 08.10.99 № АП-3-16/318. Решение обязательно должно содержать ссылку на причину проведения повторной выездной налоговой проверки.
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить срок до трех месяцев.
ВАС РФ в письме от 28.08.95 № С1-7/ОП-506 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» поясняет: «О предстоящей реорганизации налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам. Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания процесса реорганизации и составления передаточного акта не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным обществом и выявленные после образования нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность перед государством независимо от того, была ли эта задолженность выявлена на момент реорганизации».
На кредитные организации возложена дополнительная обязанность уведомлять о начале процедуры реорганизации Банк России в течение трех дней после принятия указанного решения1.
обратите внимание
Если организация имеет филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на месяц. Это необходимо, чтобы проверить каждый филиал и представительство. Таким образом, к двухмесячному сроку прибавляется по месяцу на каждое обособленное подразделение.
1. «Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем сайте в сети Интернет и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации» (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).