Согласно п. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в уставе открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования ст. 11 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). В обязательном порядке в уставе таких компаний определяются цели и предмет деятельности создаваемого общества.
Внесение в устав изменений, касающихся замены ранее существовавшего уполномоченного органа (Министерства имущественных отношений РФ) государственным органом, уполномоченным выступать от имени Российской Федерации в качестве учредителя общества (Росимущество)1, не является обязательным, поскольку данное положение не входит в перечень императивных норм, предусмотренных ст. 12 Закона, подлежащих внесению в устав общества.
Между тем, следует отметить, что с 2004 г. по 2012 г. в Закон об АО были внесены существенные поправки, затрагивающие нормы, подлежащие включению в уставы открытых акционерных компаний.
Таким образом, уставы указанных обществ необходимо привести в соответствие с действующей редакцией Закона об АО и одновременно внести изменения, касающиеся замены уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, выступающего от имени РФ в качестве учредителя.
Изменения и дополнения в устав общества согласно п. 1 ст. 14 Закона об АО подлежат госрегистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).
Положениями ст. 9 Закона о госрегистрации и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (приказ Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@), определен перечень лиц, которые могут выступать заявителями государственной регистрации. Это:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени общества;
- учредитель (учредители) юридического лица — только при его создании;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного госоргана либо органа местного самоуправления.
Между тем, последний подпункт п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации наделяет статусом заявителя любое лицо, которому актом специально уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, либо федеральным законом предоставлено право выступать заявителем.
Такими актами являются:
- для федеральных государственных унитарных предприятий — распоряжения Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти (часть 2 ст. 8, часть 2 ст. 10 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ));
- для государственных унитарных предприятий субъектов Федерации — акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (часть 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ, ст. 21 Федерального закона от 06.12 99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
- для муниципальных унитарных предприятий — акты представительного органа местного самоуправления (часть 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ, п. 5 части 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вышеизложенное подтверждено позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 11.07.2006 № 315-О). Положение «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом» подразумевает прямое закрепление в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при госрегистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со ст. 185 ГК РФ.
Таким образом, отнесение Росимущества (как учредителя акционерных обществ, созданных посредством приватизации) в качестве заявителя регистрации изменений в учредительные документы АО к категории «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления» законодательством не предусмотрено.
В отношении регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, а также в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с изменениями в учредительных документах, заявителем вправе выступать только руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества или иное лицо, уполномоченное действовать от его имени без доверенности.
Росимущество, выступая от имени РФ учредителем (участником) обществ, созданных посредством приватизации, вправе выступать заявителем только при создании юридического лица.
1 В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство имущественных отношений РФ было упразднено и образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Указом от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.