На территории Российской Федерации не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. Названное требование установлено ч. 10.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) и распространяется только на рекламу информационной продукции. Иными словами, на рекламу других товаров или услуг упомянутое требование не распространяется. Поэтому прежде всего необходимо определиться с тем, что понимать под информационной продукцией.
Понятие информационной продукции дано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Это предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в Интернете) и сетях подвижной радиотелефонной связи.
В данном случае указанный в рекламе финансовых услуг сайт не является самостоятельным объектом рекламирования, а представляет собой только источник информации о финансовых услугах. Поэтому такую рекламу нельзя считать рекламой информационной продукции.
Финансовые услуги сами по себе не подпадают под понятие информационной продукции. Следовательно, требования Закона о рекламе об указании категории информационных услуг к финансовым услугам неприменимы и не распространяются на рекламу таких услуг. Приведенная точка зрения соответствует мнению специалистов ФАС России, высказанному в письме от 14.12.2012 № АЦ/42338/12 «О размещении в рекламе категории информационной продукции».
В то же время напоминаем, что реклама финансовых услуг должна соответствовать общим требованиям, содержащимся в Законе о рекламе, а также специальным требованиям, установленным ст. 28 данного закона. В частности, реклама финансовых услуг не должна:
1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;
2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.