Первым делом определим суть понятия избрания: «Попытаемся на основе анализа различных терминов, связанных по своему корню с термином „избрание“ определить этот термин применительно к исследуемому предмету. Избрать — это выбрать кого-нибудь, наиболее нужного, оказывая ему предпочтение в отличие от остальных, также предложенных для выбора1…Таким образом, избрание возникает только тогда, когда есть выбор»2.
Можно привести схожую позицию: «Назначение — это возможность какого-либо органа или должностного лица поставить другое лицо на должность; в этом случае имеет место безальтернативность, кандидатуры для выбора отсутствуют. Напротив, при избрании должен происходить выбор уполномоченными лицами одной кандидатуры из нескольких предложенных»3.
В связи с приведенными толкованиями термина «избрание» можно сделать следующий вывод. Если число кандидатов, включенных в список кандидатур для голосования, соответствует количественному составу органа общества, то избрание членов органа фактически подменяется их назначением. По мнению сторонников данной точки зрения, для легитимного избрания членов коллегиального органа число кандидатов, включенных в список кандидатур для голосования, должно превышать количественный состав этого органа.
«На практике нормы закона и уставов о порядке образования органов довольно часто не соблюдаются. Хотя законом предусмотрена процедура избрания совета директоров, в его состав выдвигается число кандидатов, равное численному составу этого органа. При кумулятивном голосовании все выдвинутые в совет директоров кандидатуры станут его членами. Таким образом, в этой ситуации фактически происходит назначение членов совета директоров. Это же касается и единоличного исполнительного органа в случае, если баллотируется только один кандидат, а уставом предусмотрен порядок избрания единоличного исполнительного органа»4.
Среди сторонников приведенного подхода разворачивается дискуссия о правовых последствиях для хозяйственного общества, если орган, который должен быть избран, по сути, является назначенным.
Некоторые специалисты полагают, что при отсутствии легальной процедуры формирования органа юридического лица его члены не могут осуществлять свои полномочия5.
Следует признать, что эти достаточно формальные рассуждения не соответствуют корпоративным реалиям. При таком подходе значительная часть корпораций с высокой степенью концентрации корпоративного контроля была бы лишена возможности легитимно формировать свои органы.
обратите внимание
Неуместна аналогия выборов в политической системе и избрания членов органов коммерческих организаций. Для политики жизненно необходима конкуренция соискателей и наличие критической оппозиции. В сфере имущественных отношений критическая оппозиция не актуальна — важно доверие участников общества единой команде привлеченных ими профессионалов. Оно выражается в целенаправленном волеизъявлении путем выдвижения и голосования в поддержку кандидатов, которым участник общества доверяет управление своими инвестициями.
Отличие избрания от назначения членов органов общества заключается не в возможности выбора из большего числа кандидатур по сравнению с имеющимися вакансиями, а в наличии (или отсутствии) специальных процедур выдвижения кандидатов и их поддержки участниками. Даже если число предложенных кандидатов будет равно количественному составу органа общества, это будет их избранием путем целенаправленного волеизъявления в поддержку указанных лиц.
Назначение означает отсутствие процедур выдвижения кандидатов в органы общества и голосования участников в поддержку или против выдвинутых ими лиц.
обратите внимание
- Избирает только общее собрание акционеров (участников), а назначать членов коллегиального или единоличного исполнительного органа вправе совет директоров.
- Избрание членов органов хозяйственного общества — это функция корпоративного контроля участников.
- Назначение членов органов хозяйственного общества — функция контроля над обществом со стороны менеджмента.
В этом отношении очевидно различие избрания единоличного исполнительного органа общим собранием участников, когда имеют место соответствующие процедуры (выдвижение и голосование), и назначение его советом директоров.
Даже если совет выбирает из нескольких кандидатов одного, это все равно считается назначением, так как отсутствуют процедуры волеизъявления членов общества по выдвижению и поддержке кандидатов.
Если на рассмотрение общего собрания будет предложен единственный кандидат на должность единоличного исполнительного органа, это является его избранием общим собранием как процедурой волеизъявления участников общества в поддержку выдвинутого ими кандидата.
Участник общества имеет выбор: он не обязан голосовать за каждое выдвинутое лицо, а может поддержать только тех кандидатов, которым доверяет. Допустима ситуация, при которой только часть выдвинутых кандидатов будет избрана.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1961. С. 98,1213.
2 Могилевский С. Д., Самойлов А.И. Корпорации в Росси. Правовой статус и основы деятельности. М., 2006. С. 70—71.
3 Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И.С. Шиткина. — М., 2011. С. 597.
4 Шиткина И.С. Соотношение корпоративного и трудового законодательства при регулировании правового положения единоличного и членов коллегиального исполнительных органов // Хозяйство и право. 2007. № 2. С. 53
5 Могилевский С. Д., Самойлов А.И. Там же.