Корпоративная практика выработала ряд подходов к решению этой проблемы.
Согласно первому, за аналогию берется порядок голосования при избрании совета директоров учреждаемого общества: «Избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также в случае, предусмотренном настоящим пунктом, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции» (п. 4 ст. 9 Закона об АО). В этом случае решение принимается большинством в три четверти голосов, которые предоставляют участнику собрания акции, подлежащие размещению в выделяемом обществе.
Сторонники другой точки зрения полагают, что в законе нет указания на особый порядок принятия решения по данному вопросу — следовательно, нужно руководствоваться общим правилом: «Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения настоящим Федеральным законом не установлено иное» (п. 2 ст. 49 Закона об АО).
Приверженцы третьего подхода обращаются к норме, посвященной избранию совета директоров действующего юрлица: «Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием» (п. 4 ст. 66 Закона об АО).
В литературе, комментирующей данные нормы, как правило, подразумевается, что выборы совета директоров выделяемого общества должны проводиться кумулятивным голосованием по правилам п. 4 ст. 66 Закона об АО. Однако данное утверждение не является очевидным. Правила названной статьи устанавливают порядок избрания членов совета директоров действующего юридического лица его акционерами. В то время как п. 3.2 ст. 19 Закона об АО регламентирует избрание совета директоров еще не существующего юридического лица — причем не его членами, а лицами, которым, возможно, будут размещены акции создаваемого общества. В Законе об АО нет указания, что к этой особой ситуации применяются правила, предусмотренные п. 4 ст. 66.
Выбор способа голосования зависит, прежде всего, от соотношения корпоративных прав в реорганизуемом обществе. Это приводит к тому, что выборы совета директоров проводятся по правилам, которые считают целесообразными организаторы собрания. Практика столкнулась с законодательной небрежностью, послужившей источником конфликтов. На наш взгляд, исключение, установленное в п. 3.2 ст. 19 Закона об АО, неудачно и от него следует отказаться.
Искусственной представляется современная процедура выдвижения кандидатов в органы выделяемого общества. Она состоит из этапов.
Первый: предварительное утверждение советом директоров реорганизуемого общества устава каждого создаваемого юрлица. Эти уставы должны содержать перечень органов общества и их количественный состав.
Второй: информирование акционеров реорганизуемого общества о количественном составе соответствующего органа создаваемого юрлица: «В сообщении о проведении общего собрания акционеров общества указывается количественный состав соответствующего органа, в соответствии с проектом устава создаваемого общества» (п. 8 ст. 53 Закона об АО).
Третий: право акционеров реорганизуемого общества выдвигать кандидатов в органы создаваемой компании. Оно предоставлено им независимо от того, будут размещаться им акций создаваемого общества или нет.
Четвертый: утверждение советом директоров реорганизуемой компании кандидатов в органы создаваемого общества. При этом совет директоров может выдвинуть по своей инициативе кандидатов в органы создаваемого общества.
Пятый этап: общему собранию акционеров предоставляются утвержденные советом директоров реорганизуемого общества информация (материалы) по каждому из создаваемых обществ. Общее собрание в рамках единого решения о реорганизации общества соглашается с предложенными списками и кандидатами или не принимает решения о реорганизации1.
Ключевым является четвертый этап, когда совет директоров выбирает из лиц, выдвинутых акционерами, кандидатов в органы создаваемого общества. При этом он имеет право включить в число этих кандидатов лиц по своей инициативе. По сути, формирование кандидатур находится под полным контролем совета директоров реорганизуемого общества. Выдвижение акционерами кандидатов в органы создаваемого общества носит формальный характер — если они не устроят совет директоров, то не будут включены в окончательный список.
1 Исключение сделано для избрания совета директоров. Это выделено в самостоятельный вопрос повестки дня общего собрания.