И.М. Катлова, г. Москва
Компания — плательщик НДС в такой ситуации должна включить стоимость безвозмездно передаваемой сувенирной продукции в базу по данному налогу. Ведь начисление НДС не поставлено в зависимость от факта уплаты налога при приобретении товаров (работ, услуг) у поставщика, а не облагаемый НДС минимум (100 руб.) в рассматриваемой ситуации превышен. В то же время есть точка зрения, согласно которой объекта обложения НДС при передаче сувенирной продукции для целей рекламы не возникает вообще. Есть решения судов, поддерживающие такой подход. Расскажем подробнее.
По общему правилу реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Для целей налогообложения к реализации приравнивается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 149 НК РФ. Так, от обложения НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Рассматривая названные нормы во взаимосвязи, можно прийти к выводу, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмездной основе, распространение рекламной продукции, стоимость которой превышает 100 руб., облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Такой позиции придерживается и Минфин России (письма от 16.07.2012 № 03-07-07/64, от 25.10.2010 № 03-07-11/424 и др.). Аналогичное мнение и у налоговых органов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 № 16-15/13276). «Входной» НДС, связанный с приобретением розданных в рекламных целях товаров (выполненных работ, оказанных услуг), стоимость которых превышает 100 руб., также принимается к вычету на общих основаниях (ст. 171 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102577.1).
На наш взгляд, выводы чиновников вполне логичны. И введение с 2006 г. льготы, прописанной в подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, косвенно подтверждает официальную позицию: получается, законодатель, установив такую льготу, подразумевал, что по общему правилу раздача какой-либо продукции на правах рекламы облагается НДС.
Однако есть и альтернативная точка зрения. Она основана на том, что объектом обложения НДС признается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Раздача рекламных материалов может быть квалифицирована как передача товаров для собственных нужд, поскольку конечной целью такой операции является повышение спроса на бренд и продукцию компании. При этом затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров (работ, услуг) учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. А значит, исходя из положений ст. 146 НК РФ, распространение товаров (работ, услуг) в целях рекламы вообще не признается объектом обложения НДС. Этот подход нашел подтверждение в судебной практике. Например, арбитры ФАС Московского округа в постановлении от 23.03.2012 № А40-47825/11-116-132 пришли к выводу, что распространение рекламных материалов производилось организацией для собственных нужд, так как, в конечном счете, было направлено на увеличение экономических показателей вследствие повышения интереса к продаваемой продукции. Такая передача не признается объектом обложения НДС в силу подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ. В то же время «входной» НДС, связанный с приобретением рекламной продукции, компания правомерно приняла к вычету, поскольку рекламные мероприятия были связаны с осуществлением основной деятельности организации, облагаемой данным налогом. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Московского округа от 08.11.2011 № А40-560/11-99-3.
По нашему мнению, руководствоваться следует все же официальной позицией и включать стоимость рекламной продукции в налоговую базу по НДС, не дожидаясь проверки. Возможно, если компания примет решение не начислять НДС при распространении рекламных товаров стоимостью свыше 100 руб., ей, с учетом приведенных судебных актов, удастся отстоять правомерность своей позиции в арбитраже. Отметим, однако, что нам удалось найти по этому вопросу только решения, принятые ФАС Московского округа. И не исключено, что суды других округов поддержат чиновников.