На наш взгляд, суммы НДС, которые компания самостоятельно уплачивает при безвозмездной передаче сувенирной продукции покупателям, безопаснее не включать в расходы при определении налогооблагаемой прибыли, и вот почему.
Передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях, расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб., действительно признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 и подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, все суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке, за исключением сумм налога, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 19 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Исходя из указанных норм, можно сделать вывод, что суммы НДС, уплаченные при безвозмездной реализации товаров в рекламных целях, нельзя учесть при расчете налога на прибыль.
Аналогичное мнение не раз высказывал не только Минфин России (письма от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123 и от 08.12.2009 № 03-03-06/1/792), но и налоговики (письмо ФНС России от 20.11.2006 № 02-1-07/92).
Устойчивая арбитражная практика по данному вопросу не сложилась. В случае если налогоплательщик готов пойти на риск и все же намерен списать спорные суммы НДС в расходы, при отстаивании своих интересов в суде может пригодиться следующий довод, содержащийся в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 № А32-2525/2009-70/36. Суд указал, что поскольку компания самостоятельно исчисляет налог с передачи подарков, а не предъявляет его покупателю, то положения п. 19 ст. 270 НК РФ в данном случае применяться не должны, соответствующие суммы НДС налогоплательщик вправе учесть в расходах.