Учет муниципальной гарантии на оплату задолженности МУП

| консультации | печать
Муниципальное унитарное предприятие получает от городской администрации средства муниципальной гарантии на оплату задолженности за материалы. Учитываются ли данные средства в составе доходов при расчете налога на прибыль?

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) вправе не учитывать средства муниципальной гарантии, предоставленные городской администрацией — собственником имущества МУП на покрытие задолженности, при условии, что они получены на безвозмездной основе. Объясним почему.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество МУП принадлежит на праве собственности соответствующему муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса муниципальная гарантия представляет собой вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия, по его письменному требованию определенную денежную сумму за счет бюджетных средств.

Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень доходов организаций, не облагаемых налогом не прибыль. В частности, в целях налогообложения не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако необходимо помнить, что предусмотренное названной нормой освобождение действует лишь в том случае, если средства и иное имущество передаются унитарному предприятию на безвозмездной основе. Если же такие средства получены в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, то соответствующие поступления должны быть учтены в составе доходов от реализации. Об этом напоминают специалисты Минфина России в письмах от 19.10.2012 № и 03-03-06/4/104, от 25.05.2012 № 03-03-06/4/49 и от 02.04.2012 № 03-03-05/30.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае средства муниципальной гарантии являются средствами, полученными предприятием от его собственника — городской администрации на покрытие задолженности, а не в качестве оплаты за реализованные товары (работы, услуги), они не увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль на основании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой, которая по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.09.2009 № Ф03-4330/2009 поддержал предприятие, указав, что средства, выделенные администрацией из областного бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованные по назначению, финансовых результатов деятельности не увеличивают и не должны учитываться при налогообложении согласно подп. 26. п. 1 ст. 251 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 № А78-3788/08-Ф02-7046/08 и ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2006 по делу № А82-8262/2005-15.