Мы считаем, что расходы на рекламу товаров посредством размещения рекламных роликов на телевизионных панелях в торговых залах магазинов нормировать не нужно. Однако специалисты Минфина России придерживаются иной точки зрения.
Совсем недавно финансисты выпустили разъяснения на эту тему (письмо Минфина России от 17.05.2013 № 03-03-06/1/17267). Они интересны тем, что у компании, обратившейся за разъяснениями в Минфин России, был на руках ответ от Роскомнадзора о квалификации такого вида рекламы. В нем специалисты Роскомнадзора пришли к выводу, что .
На этом основании организация решила, что такие рекламные расходы при расчете налога на прибыль
Однако специалисты Минфина России не согласились с таким подходом. По их мнению, . Финансисты аргументировали свою позицию следующим образом.
Действительно, затраты на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети признаются рекламными расходами и не нормируются (п. 4 ст. 264 НК РФ). Но к указанным сетям должны относиться сети общего пользования (например, Интернет). Такой вывод финансисты сделали на основе понятия «информационно-телекоммуникационная сеть», приведенного в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите». В этой норме сказано, что под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
В пункте 4 ст. 264 НК РФ содержится исчерпывающий перечень ненормируемых расходов и в нем нет затрат на размещение рекламных роликов по технологии InDoorTV. Поэтому такие затраты относятся к иным видам рекламы, не указанным в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Следовательно, они включаются в состав расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Правда, Минфин России допускает один вариант, когда затраты по размещению рекламного ролика по технологии InDoorTV могут быть учтены в полном объеме. Для этого организация, предоставляющая такие услуги, должна быть зарегистрирована как СМИ.
На наш взгляд, с позицией Минфина России можно поспорить. Во-первых, в п. 4 ст. 264 НК РФ ничего не сказано о том, что информационно-телекоммуникационные сети должны быть сетями открытого доступа, как Интернет. Во-вторых, именно органы Роскомнадзора контролируют соблюдение законодательства в сфере связи, в области защиты персональных данных, в сфере СМИ (п. 4 Порядка осуществления государственного надзора за деятельность в области связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 110). Поэтому если уж это ведомство решило, что технология InDoorTV относится к информационно-телекоммуникационной сети, то так тому и быть.
К сожалению, на сегодняшний день судебная практика по рассматриваемому вопросу отсутствует.