Для начала разберемся с процедурой внесудебного взыскания недоимки по налогам.
Процедура принудительного внесудебного взыскания недоимки по налогам (сборам), пеней и штрафов установлена ст. 46, 47 НК РФ.
Так, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога принимается по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения.
Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика или налогового агента (организации или индивидуального предпринимателя) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок направления требования об уплате налога определен в ст. 70 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, из вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ следует, что процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер принуждения, состоящую из последовательных взаимосвязанных этапов.
Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования принятия решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и направления инкассовых поручений банку и заканчивается решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направлением постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу — исполнителю.
При этом для каждого этапа Налоговым кодексом РФ установлены свои порядок и сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию. Установленный порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер.
Об этом также свидетельствует и арбитражная практика о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога за счет имущества. Например, если такое решение было принято налоговым органом без исследования вопроса о недостаточности либо отсутствии денежных средств на счете налогоплательщика в банке, то суды признают его незаконным и удовлетворяют требования налогоплательщиков (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2013 по делу № А78-8129/2012).
В случае неисполнения должником требования в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ), если иное не предусмотрено законом, налоговый орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу — исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (далее — Положение).
Для возбуждения производства по делу о банкротстве юридическому лицу достаточно не исполнить требования в совокупности на сумму не менее 100 000 руб. в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3, 4, 6 и 33 Закона № 127-ФЗ).
При этом уполномоченный орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до шести месяцев, если до истечения срока, установленного п. 2 Положения, должником представлены:
- по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам — заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;
- по требованиям об уплате обязательных платежей — документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.
Уполномоченный орган также вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:
- если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд в пределах сроков, установленных п. 2 Положения, жалобы (иска) об обжаловании требований при условии, что такое обжалование может привести к прекращению оснований для подачи соответствующего заявления в суд, — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
- если им получены документы, подтверждающие подачу в пределах сроков, установленных п. 2 Положения, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (иска) об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
- по решению уполномоченного органа в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Порядок отложения органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом утвержден приказом Минэкономразвития России от 02.08.2004 № 217 (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2004 № 6020). Согласно ему решение об отложении подачи в суд соответствующего заявления принимается при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств:
- имеются факты, объективно свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника в течение двух месяцев;
- должником, собственником имущества должника или третьим лицом (например, федеральным органом исполнительной власти) приняты или принимаются меры, в результате которых могут быть в течение двух месяцев устранены основания для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- на балансе должника имеется ликвидное имущество (в т.ч. права требования и ценные бумаги), денежные средства от реализации которого могут быть получены в течение двух месяцев с момента принятия решения в сумме, достаточной для погашения всей имеющейся задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, при условии письменного обязательства должника реализовать указанное имущество (либо взыскать дебиторскую задолженность) и направить вырученные средства на погашение задолженности;
- в отношении должника возбуждено исполнительное производство и осуществляются меры принудительного исполнения (арест и реализация имущества должника, а также иные меры), применение которых позволит в течение двух месяцев с момента принятия решения погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме.
Исходя из этого, чтобы попытаться отложить соответствующее решение о передаче налоговым органом заявления в суд, у компании было 90 дней с момента принятия решения о взыскании недоимки за счет имущества.
Кстати, инициировать отложение подачи заявления о признании должника банкротом мог и судебный пристав — исполнитель, но при обязательной совокупности соблюдения двух условий: в отношении должника осуществляются меры принудительного исполнения (арестованное имущество передано на реализацию либо готовится его передача на реализацию, а также иные меры) и задолженность по постановлению о взыскании недоимки за счет имущества в результате мер принудительного характера будет полностью погашена в полном объеме в течение двух месяцев (что должно быть подтверждено копией результатов оценки) (см. письмо ФССП России и ФНС России от 10.01.2013 № 12/01-88-АП, ММВ-20-8/6@).
Так что скорее всего имущества вашей компании недостаточно для погашения предъявленных требований. Поскольку заявление подано налоговым органом и принято судом к рассмотрению, следует иметь в виду, что в силу ст. 48 Закона № 127-ФЗ судья проводит судебное заседание по проверке обоснованности требований налогового органа к должнику и по результатам рассмотрения обоснованности требований выносит одно из следующих определений:
- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Именно на этом судебном заседании суд должен будет внимательно изучить в том числе и соблюдение налоговым органом всех процедур по внесудебному взысканию недоимки. Если налоговым органом были нарушены сроки, в результате чего, например, утрачена возможность взыскания недоимки во внесудебном порядке, суды обращают на это пристальное внимание (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.01.2008 № А78-1002/07-Ф02-9117/07).
В любом случае ваша компания уже упустила все возможные шансы в рамках более ранних процедур взыскания недоимки, и теперь ей остается в судебном заседании попытаться доказать, что она способна погасить недоимку. Только это может спасти организацию от банкротства.