По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — в течение трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Но из этого правила есть исключения: в соответствии с п. 1 все той же ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об исполнительном производстве постановление может быть вынесено в течение года со дня совершения правонарушения.
Следует учитывать, что при длящемся административном правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ (постановление от 24.03.2005 № 5) длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора или требованием судебного пристава — исполнителя.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение в виде невыполнения обязанности к определенному сроку начинает течь с момента наступления такого срока.
Чтобы определить срок давности привлечения к административной ответственности, необходимо внимательно изучить исполнительные листы. Однако, учитывая, что в вашем случае исполнение по исполнительным листам шло в течение нескольких месяцев, можно предположить, что взыскание алиментов производилось в виде периодических платежей. А значит, неисполнение одного из двух исполнительных листов является длящимся правонарушением. Так что срок давности, по нашему мнению, должен определяться со дня обнаружения правонарушения. Тот факт, что исполнительные листы возвращены судебным приставам — исполнителям с расчетами по удержаниям, роли не играет, так как один из листов исполнен не был.
В связи с этим в течение года с момента обнаружения правонарушения судебный пристав может привлечь должностное лицо к административной ответственности.
Напомним, что должностное лицо привлекается к ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Несмотря на использование специальной программы, бухгалтер должен был проверить правильность удержаний из заработной платы работника в связи с исполнением исполнительных документов. В этом случае правонарушение совершено скорее не умышленно, а по неосторожности. Но это не является основанием для освобождения от ответственности.
Согласно п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об исполнительном производстве лицом, не являющимся должником, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 15 000 до 20 000 руб.
Что касается уголовной ответственности, то в соответствии со ст. 315 УК РФ к ней привлекаются лица, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт, а равно препятствующие их исполнению. В описанной вами ситуации нет ни того ни другого. В любом случае для привлечения к уголовной ответственности по данному составу преступления дознавателям ФССП России необходимо будет доказать вину совершившего его гражданина.