Сразу скажем, что контролирующие органы не одобряют, когда компании переносят вычеты по НДС на последующие налоговые периоды, и, скорее всего, избежать претензий со стороны налоговых инспекторов на местах не удастся. Однако отстоять свои интересы в судебном порядке труда не составит — арбитры по данному вопросу занимают выгодную для налогоплательщиков позицию. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Порядок применения налоговых вычетов прописан в ст. 172 Налогового кодекса. Так, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления облагаемых данным налогом операций. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Счета-фактуры (в том числе корректировочные), полученные от продавцов, подлежат регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур по мере возникновения права на налоговые вычеты в соответствии со ст. 172 НК РФ. Это предусмотрено п. 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
На основании вышеприведенных норм Минфин России в письмах от 12.03.2013 № 03-07-10/7374 и от 13.02.2013 № 03-07-11/3784 сделал вывод, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету исключительно в том налоговом периоде, в котором у него возникло право на такой вычет. В случае осуществления вычета в более поздних налоговых периодах необходимо представить уточненную декларацию по НДС за тот период, когда впервые одновременно были выполнены все требования для применения вычета, установленные НК РФ. Срок, отведенный на подачу уточненки, ограничен тремя годами (п. 2 ст. 173 НК РФ).
О том, что вычет НДС в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой вычет, налоговым законодательством не предусмотрен, специалисты финансового ведомства также заявляли в письмах от 15.01.2013 № 03-07-14/02, от 13.10.2010 № 03-07-11/408 и от 22.06.2010 № 03-07-08/186. Налоговики в этом вопросе солидарны с Минфином России (письмо ФНС России от 30.03.2012 № ЕД-3-3/1057@).
Несмотря на то что позиция контролирующих органов столь категорична, с ней можно поспорить. Во-первых, прямой запрет на применение вычета по НДС в более поздних налоговых периодах Налоговым кодексом не установлен. Во-вторых, раз применение вычета является правом налогоплательщика, значит, использовать это право он может в любом из периодов, в котором соблюдаются условия, предусмотренные п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. Наконец, заявление вычета по НДС в декларации за более поздний налоговый период не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности перед бюджетом, поскольку за предыдущий налоговый период, в котором законное право на вычет не было реализовано, по НДС возникла переплата. Главное в этой ситуации — уложиться в трехлетний срок (п. 2 ст. 173 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается многочисленными примерами из арбитражной практики.
Так, согласно правовой позиции высших арбитров применение вычета по НДС в последующих налоговых периодах (в рамках трехлетнего срока) само по себе не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на применение вычета (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2217/10). Аналогичный вывод следует из постановлений ФАС Московского округа от 04.04.2013 по делу № А40-103106/12-99-537, Волго-Вятского округа от 25.01.2012 по делу № А39-4956/2010, Дальневосточного округа от 15.12.2011 № Ф03-6411/2011, от 28.04.2010 № Ф03-2607/2010 и от 03.12.2009 № Ф03-6751/2009, Северо-Западного округа от 03.03.2011 по делу № А56-36868/2010, Западно-Сибирского округа от 21.02.2011 по делу № А27-6570/2010 и от 11.05.2010 по делу № А27-14786/2009, Уральского округа от 17.01.2011 № Ф09-2174/10-С2 и многих других.