Рассылочные проблемы
Многие компании рассылают по почте брошюры, каталоги, листовки, буклеты, содержащие информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой компании, преследуя при этом рекламные цели. Соответственно, возникает желание связанные с этим затраты учесть в качестве рекламных расходов. Но являются ли они таковыми?
Понятие рекламы содержится в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Под ней понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из этого определения следует, что если информация адресована определенному кругу лиц, ее нельзя считать рекламой.
Почтовая рассылка осуществляется по конкретным адресам. То есть круг ее получателей четко определен. В связи с этим возникает вопрос: как учесть затраты на адресную почтовую рассылку информации, по своей сути являющейся рекламной, в целях исчисления налога на прибыль?
Есть адрес — нет расхода?
Раньше Минфин России полагал, что затраты на адресную почтовую рассылку рекламных материалов нельзя считать рекламными расходами, поскольку эта рассылка предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/392). Более того, такие расходы, по мнению Минфина, вообще нельзя было учесть в целях налогообложения прибыли. Ведь рассылаемые путем адресной почтовой рассылки рекламные материалы (брошюры, каталоги, листовки, буклеты) передаются получателям бесплатно. А расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390).
Суды же придерживались на этот счет иной точки зрения: затраты на адресную почтовую рассылку — это прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, которые можно учесть на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Так, Арбитражный суд Московской области в решении от 03.10.2006, 10.10.2006 по делу № А41-К2-12414/06 указал, что почтовая рассылка каталогов с информацией о номенклатуре, цене и условиях приобретения товара носит адресный характер, и затраты на ее осуществление не могут классифицироваться как рекламные расходы. Но такие затраты в силу подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ могут быть в фактически произведенном размере приняты к налоговому учету как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции. Это решение постановлением ФАС Московского округа от 10.01.2007, 17.01.2007 № КА-А41/12981-06 оставлено без изменения.
Аналогичная позиция была и у московских налоговиков. Они также считали возможным включение затрат на адресную почтовую рассылку в состав других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2008 № 20-12/091764, от 18.02.2008 № 20-12/015163, от 18.08.2006 № 20-12/74671).
Учет зависит от ФИО
В письме Минфин России изменил свою позицию. Специалисты финансового ведомства отметили, что с точки зрения гражданского законодательства метод прямой почтовой рассылки может рассматриваться как оферта или приглашение делать оферту (ст. 434—437 ГК РФ).
Если рассылка содержит все существенные условия договора и из нее усматривается воля лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такая рассылка признается офертой. То есть цель оферты — заключение договора с конкретным покупателем (потребителем).
Приглашением делать оферты являются реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Ее цель — доведение информации до неопределенного круга лиц о свойствах товаров (работ, услуг), выгодно отличающих их от аналогичных товаров (работ, услуг), существующих на действующем рынке. Реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора.
Согласно разъяснениям ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 (направлены в адрес нижестоящих налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@) под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
В результате Минфин России сделал следующий вывод. Если рассылка рекламной информации (каталогов, брошюр, буклетов) осуществляется на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, затраты на ее изготовление включаются в состав расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
В случае же указания в адресе фамилий, имен, отчеств конкретных получателей рекламной информации данные затраты признаются расходами, связанными с реализацией рекламируемых товаров, и могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Данные разъяснения, безусловно, выгодны компаниям, поскольку позволяют учесть расходы на адресную почтовую рассылку в полном объеме в любом случае. Ведь согласно п. 4 ст. 264 НК РФ затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов включаются в состав рекламных расходов в полном объеме.