По нашему мнению, дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, предоставляемые работнику в пределах четырех дней, не подлежат обложению НДФЛ. Однако некоторые налоговые инспекторы придерживаются иной точки зрения, о чем свидетельствуют многочисленные судебные споры по данному вопросу. Причиной тому может являться непоколебимая на протяжении многих лет официальная позиция Минфина России, повлиять на которую не смогли даже арбитры ВАС РФ. Расскажем подробнее.
Специалисты Минфина России убеждены, что с сумм указанных выплат работодатель в качестве налогового агента обязан исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет. По этому поводу чиновники выпустили не один десяток разъяснений, в частности, письма от 19.07.2013 № 03-04-06/28330, от 30.05.2013 № 03-04-06/19680, от 27.03.2013 № 03-04-05/6-294, от 19.03.2013 № 03-04-06/8399, от 15.11.2012 № 03-04-06/6-324 и от 24.11.2011 № 03-04-06/8-318. В них приведены следующие аргументы.
По общему правилу, в целях НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ). Доходы, освобождаемые от налогообложения, перечислены в ст. 217 НК РФ. Согласно пункту 1 названной нормы, НДФЛ не облагаются доходы в виде государственных пособий, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. По мнению специалистов финансового ведомства, оплата дополнительных выходных дней к государственным пособиям не относится, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.
Однако арбитражная практика по данному вопросу всецело на стороне налогоплательщиков. Яркий пример тому — постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31. Рассмотрев спор налоговой инспекции и компании-работодателя, не исчислившей НДФЛ с оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами одному из своих сотрудников, высшие арбитры приняли сторону налогоплательщика, отменив решения судов трех нижестоящих инстанций на следующих основаниях.
Трудовое законодательство обязывает работодателя предоставлять одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого такого дня производится в размере среднего заработка. Это означает, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Кроме того, из п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.94 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» следует, что средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет. При этом государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, НДФЛ не облагаются (п. 1 ст. 217 НК РФ). Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, не подлежит обложению НДФЛ. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А40/7514-11, Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 по делу № А45-15160/2009 и Северо-Западного округа от 10.02.2010 по делу № А05-8987/2009.
Нам известно лишь об одном деле с неблагоприятным исходом для работодателя. В постановлении ФАС Уральского округа от 24.12.2009 № Ф09-10222/09-С2 арбитры приняли фискальную сторону, основываясь на тех же доводах, которые приведены в ранее упомянутых нами письмах контролирующих органов. Но, учитывая что данное судебное решение было принято до того момента, когда свою позицию четко обозначил ВАС РФ, назвать его показательным вряд ли можно.
То, что затевать споры с налогоплательщиками по данному поводу безнадежно, признала даже ФНС России и в письме от 09.08.2011 № АС-4-3/12862@ порекомендовала инспекторам на местах руководствоваться сложившейся арбитражной практикой.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при предоставлении сотруднику четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом у работодателя не возникает обязанности исчислить, удержать и уплатить НДФЛ.