Из описанной в вопросе ситуации непонятно, что означают слова «доля одного из участников погашается», так как в соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) присоединением общества признается прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Следовательно, если происходит прекращение, то происходит и погашение долей всех участников такого общества. Помимо этого погашаются:
- принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;
- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;
- доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;
- принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.
Общее собрание участников присоединяемого общества должно принять решение о реорганизации общества в форме присоединения, утвердить договор о присоединении, передаточный акт. После чего участники присоединяемого общества должны принять участие в совместном общем собрании участников обществ, участвующих в реорганизации. Таким образом, участники присоединяемого общества, являющиеся таковыми согласно данным ЕГРЮЛ на дату проведения общего собрания по вопросу реорганизации в форме присоединения.
Возможно, в рассматриваемом вопросе под «доля одного из участников гасится» имеется в виду выход одного из участников из состава участников общества. Если это так, то здесь имеют значение положения устава присоединяемого общества, определяющие порядок выхода участника из общества. Отметим, что в силу п. 2 ст. 26 Закона об ООО выход участников из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника из общества не допускается.
Если устав присоединяемого общества допускает выход участника, то в соответствии со ст. 26 Закона об ООО при выходе участника из общества его доля переходит к обществу в порядке, предусмотренном п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО. И общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества. Положения, устанавливающие иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли, могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении, при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
По нашему мнению, при невозможности соблюсти установленный законом срок обязательство по выплате действительной стоимости доли в условиях реорганизации общества должно быть включено в передаточный акт.
Согласно подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО доля переходит к обществу с даты получения им заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества. При этом общество должно представить документы для государственной регистрации соответствующих изменений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу (п. 7.1 ст. 23 Закона об ООО). Поскольку такие изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, то, по нашему мнению, ответ на вопрос «Должен ли участник, написавший соответствующее заявление о выходе, принимать участие в совместном общем собрании реорганизуемых в форме присоединения обществ?» зависит от того, в какой момент соответствующие изменения прошли государственную регистрацию. Если до даты проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых в форме присоединения обществ, то он не должен принимать участия в таком собрании.
Напомним, что при реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 3 ст. 51 Закона об ООО).
Судебное решение
Суды признали договор о присоединении недействительным в силу ст. 168 ГК РФ как не соответствующий нормам действующего законодательства.
Реорганизуемыми обществами был не соблюден порядок реорганизации, установленный ст. 51, 53 Закона об ООО.
Из материалов дела.
Нет доказательств того, что ОАО, являющееся единственным участником дочернего ООО, принимало решение о реорганизации и об утверждении договора о присоединении, хотя сам договор о присоединении содержит ссылку на такое решение. Сам факт подписания договора генеральным директором ОАО не свидетельствует о принятии такого решения, которое должно быть оформлено в установленном порядке, так как может быть обжаловано заинтересованными лицами.
Отсутствуют и доказательства наличия аналогичного решения общего собрания участников ООО № 1, в состав которых входят ООО № 2 и физическое лицо. Протокол заседания общего собрания участников ООО № 1 в качестве такого решения рассматриваться не может, поскольку в заседании не принимало участие ООО № 2.
Согласно п. 3 ст. 53 Закона об ООО совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.
Однако собрание было проведено не участниками обществ, как того требует указанная норма, а самими обществами, участвующими в реорганизации, что следует из протокола.
Договор о реорганизации общества в форме присоединения должен содержать условия об изменениях состава участников общества, произошедших в результате реорганизации, определении размеров их долей. Однако оспариваемый договор таких условий не содержит, что повлекло для ООО № 2 неблагоприятные последствия, выразившиеся в том, что в результате произошедшей реорганизации оно не вошло в состав участников ООО № 1 (основного общества).
Постановление ФАС Центрального округа от 06.04.2004 № А54-4160/02-С9(С16)