Отказ участников ООО от дивидендов для организации будет рассматриваться как получение экономической выгоды, то есть дохода. Но для целей налогообложения прибыли дохода не будет.
Дело в том, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки в случае восстановления в составе нераспределенной прибыли организации не востребованных участниками общества дивидендов. Основание — подп. 3.4 ст. 251 НК РФ. Поэтому дивиденды, от которых отказался учредитель, не облагаются налогом на прибыль. Но эта операция должна быть правильно оформлена. У компании на руках должно быть соответствующее заявление учредителя, а суммы невостребованных дивидендов должны быть восстановлены в составе нераспределенной прибыль организации. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо от 17.02.2012 № 03-03-06/1/91).
Обратите внимание: при использовании названной нормы Кодекса не имеет значения размер доли учредителя в уставном капитале организации. Ограничение доли учредителя 50% уставного капитала предусмотрено только для освобождения от налогообложения доходов в виде имущества, безвозмездно полученного от участника организации (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Что касается НДФЛ с начисленных физическому лицу дивидендов, то здесь организации придется удержать сумму налога, даже в том случае, когда учредитель отказывается от своих дивидендов в пользу организации. Нормами главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения указанных сумм.
В налоговую базу по НДФЛ включаются все доходы физического лица, в том числе и те, на которые у него возникло право на распоряжение (п. 1 ст. 210 НК РФ). Поэтому если учредитель принял решение оставить причитающиеся ему суммы организации на развитие бизнеса, то это как раз и будет свидетельствовать о том, что он распорядился доходом по своему усмотрению.
В письме от 04.10.2010 № 03-04-06/2-233 специалисты Минфина России дали разъяснения по аналогичной ситуации. Они отметили, что если источником дохода физического лица, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом (п. 2 ст. 214 НК РФ). Следовательно, компания должна определить сумму НДФЛ отдельно по каждому учредителю — физическому лицу применительно к каждой выплате указанных сумм по ставке 9% с учетом порядка, предусмотренного ст. 275 НК РФ.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Финансисты указали, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа налогоплательщика от получения дивидендов. Поэтому, по их мнению, день отказа учредителя от причитающихся ему дивидендов в пользу организации будет являться датой фактического получения дохода, который облагается НДФЛ на общих основаниях.