Светлана Разумова, г. Новосибирск
Однозначно ответить на ваш вопрос не представляется возможным, так как в вопросе не указана дата заключения соглашения о переводе долга: до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью или после. Но если ваша компания уже обращалась в суд с заявлением о взыскании долга, и суд отказал ей в удовлетворении требований, все же признав должником общество, а не его бывшего участника, то вероятнее всего договор был заключен после ликвидации компании-должника.
Вынося свое решение, суд руководствовался нормами гражданского законодательства о последствиях ликвидации юридического лица. А именно п. 1 ст. 61 ГК РФ, согласно которому ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Обозначенные в различных законах исключения к вашей ситуации неприменимы.
На основании этой нормы общество не могло уже после его ликвидации перевести долг на своего участника. Более того, этого не мог сделать и сам участник, даже если на то имелось согласие кредитора.
Здесь хотелось бы обратить внимание еще на один существенный момент, который влияет на признание договора о переводе долга действительным или недействительным, — это его заключение со стороны общества легитимным органом управления. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В связи с этим при взыскании долга важно, кем со стороны общества был подписан договор о переводе долга. По нашему мнению, если договор был подписан, например, генеральным директором общества на основании устава, но уже после принятия решения о ликвидации общества и создания ликвидационной комиссии, то такой договор является недействительным в силу его подписания неуполномоченным лицом, что противоречит требованиям закона (ст. 168 ГК РФ), так как согласно ст. 63 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ваша компания, являясь кредитором по отношению к обществу, могла воспользоваться соответствующими правами в рамках процедуры ликвидации — заявить свои требования в ликвидационную комиссию для включения их в перечень требований кредиторов.
Статьей 63 ГК РФ установлена обязанность ликвидационной комиссии опубликовать информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований его кредиторов. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации общества.
Порядок погашения предъявленных требований, а также очередность их погашения установлены ст. 63, 64 ГК РФ.
Суды при рассмотрении споров о смене лиц в обязательстве, руководствуясь вышеперечисленными нормами законодательства и в случае непредставления доказательств о заключении договора о переводе долга до ликвидации дебитора, отказывают в удовлетворении заявлений о замене стороны в обязательстве (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2002 № А33-7634/01-С2-Ф02-2445/02-С2).
В вашей ситуации можно порекомендовать обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями ликвидатора. В частности, Президиум ВАС РФ считает, что порядок ликвидации юридического лица не может признаваться соблюденным, если ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, но при этом они не были включены в ликвидационный баланс (см. постановление от 18.06.2013 № 17044/12). Такие действия или бездействие ликвидатора фактически лишают кредитора возможности требовать исполнения обязательств.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для привлечения ликвидатора к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, причиненных его действиями (бездействием), суд будет оценивать обстоятельства, связанные с соблюдением ликвидатором порядка ликвидации, установленного законодательством. В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидатор должен совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами.