Полагаем, что спешить с регистрацией очередных изменений в учредительные документы общества вам не стоит. Никакой серьезной правовой опасности такое расхождение между сведениями в ЕГРЮЛ и уставом в наименовании компании в себе не несет. Но все же сделать это рано или поздно стоит, ведь право коммерческой компании на конкретное фирменное наименование защищается законом и из-за небольшого расхождения могут возникнуть трудности при реализации данного права (см., например, постановление ФАС Московского округа от 14.02.2011 № КГ-А41/16665-10 по делу № А41-9621/10).
Фирменное наименование для компании обязательно по закону
Любая коммерческая организация должна иметь собственное фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ), которое может совпадать с ее полным наименованием.
При регистрации компании в связи с ее созданием и в дальнейшем это наименование идентифицирует ее наряду с ИНН, ОГРН.
Перечень сведений и документов, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлен п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации). В том числе в него входит полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование (подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
При несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, содержащимся в представленных для госрегистрации документах, в том числе уставе или изменениях в него, сведения в реестре считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Закона о госрегистрации). Проще говоря, сведения из реестра имеют приоритет над содержанием устава, и юридически в настоящее время ваша организация называется ПК «СУДАРЬ», а не «ПК «СУДАРЬ».
Однако одна кавычка не помешает идентифицировать вашу компанию ни банку, ни иному контрагенту, ни внебюджетному фонду. Это подтверждает и судебная практика (постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2012 № Ф03-904/2012 по делу № А51-11168/2011, Западно-Сибирского округа от 09.04.2008 № Ф04-1688/2008(1963-А27-25) по делу № А27-7466/2007-5, Северо-Западного округа от 09.08.2010 по делу № А26-8330/ 2009), потому серьезных проблем при осуществлении деятельности не возникнет. Ведь, например, при заключении договоров или сдаче отчетности общество указывает также свой идентификационный номер налогоплательщика или общероссийский государственный регистрационный номер, а в этих данных ошибок у вас нет.
Привести наименование общества в реестре в соответствие с наименованием в уставе можно, но без спешки. Например, вместе с иными, существенными, изменениями, которые потребуется зарегистрировать в дальнейшем.
Права на фирменное наименование и прибыль — вещи несовместимые
Заметим, что защитой на фирменное наименование могут пользоваться только субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
ООО относится к коммерческим организациям (п. 2 ст. 50 ГК РФ), а потому вопрос о защите коммерческого обозначения в
вполне может возникнуть. А вот для потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов фирменное наименование объектом защиты не является (п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Об этом говорят и суды (п. 58.2 постановления Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», Определение ВАС РФ от 06.09.2012 № ВАС-8760/12 по делу № А19-15965/2011).
судебное решение
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2010 по делу № А28-13312/2009
Индивидуальный предприниматель, осуществлявший деятельность по изготовлению полиграфической продукции, на своих вывеске, стендах, рекламе, сайте, на документах для обозначения предприятия с 2002 г. использовал словосочетание «Полиграфическая мастерская «ПРОФИ-ШТАМП». В 2009 г. предприниматель зарегистрировал данное коммерческое обозначение. В 2007 г. было зарегистрировано ООО Полиграфическая мастерская «ПРОФИ-ШТАМП», основным видом деятельности которого также являлось изготовление полиграфической продукции.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к обществу о запрете использовать принадлежащее ему коммерческое обозначение «Полиграфическая мастерская «ПРОФИ-ШТАМП» путем указания в фирменном наименовании, на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях, в рекламе, на товарах или их упаковке, и о взыскании компенсации. Общество-ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, поясняло, что коммерческие обозначения предпринимателя и компании не сходны до степени смешения. В том числе потому, что в коммерческом обозначении общества слова в кавычках стоят лишь слова «ПРОФИ-ШТАМП», а в коммерческом обозначении истца — все словосочетание «Полиграфическая мастерская «ПРОФИ-ШТАМП».
Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не посчитали данный довод весомым. Они пришли к выводу, что спорные средства индивидуализации имеют фонетическое, семантическое и визуальное сходства, поскольку фраза Полиграфическая мастерская «ПРОФИ-ШТАМП» в данных обозначениях тождественна. Отсутствие в фирменном наименовании ответчика кавычек не может существенно повлиять на степень смешения указанных обозначений, так как упомянутые знаки не несут особой различительной нагрузки.