Так как на следующий день после отправки требования организация не направила в инспекцию квитанцию о его приеме, налоговики должны были выслать вам требование на бумаге. По нашему мнению, с даты его получения и надо считать срок, отведенный на представление документов.
Не отправил квитанцию — жди бумажное требование
В рамках камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, налоговики имеют право истребовать у компании документы, подтверждающие правомерность применения вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Правила истребования документов в рамках налоговой проверки закреплены в ст. 93 НК РФ. Так, в случае нахождения должностного лица инспекции, проводящей проверку, на территории организации требование о представлении документов передается ее руководителю лично под расписку. Если же указанным способом передать требование невозможно, оно направляется в организацию в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ (п. 1 ст. 93 НК РФ).
В пункте 4 ст. 31 НК РФ сказано следующее. Документы, используемые налоговиками при реализации своих полномочий, могут быть переданы представителю компании непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Организациям, которые по Кодексу обязаны представлять налоговую отчетность в электронной форме, налоговики должны передавать указанные документы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок). Пункты 15—19 Порядка предусматривают следующую процедуру направления налогоплательщику требования о представлении документов в электронном виде.
Сначала налоговики формируют требование на бумажном носителе, подписывают и регистрируют его. Не позднее следующего рабочего дня этот документ формируется в электронном виде, подписывается цифровой подписью и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес компании. При этом налоговики фиксируют дату отправки требования.
В течение следующего рабочего дня после дня отправки требования налоговики должны получить два документа:
1) подтверждение даты отправки (его присылает в инспекцию спецоператор связи);
2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные цифровой подписью компании.
Если компания направила в ИФНС уведомление об отказе в приеме требования (например, из-за того, что оно не подписано цифровой подписью инспекции), то налоговики должны устранить указанные в уведомлении ошибки и отправить требование заново. Если же для отказа в приеме требования нет оснований, то компания в течение одного рабочего дня с момента получения этого документа формирует квитанцию о приеме, подписывает ее электронной подписью и направляет в инспекцию.
Если налоговики получили от компании квитанцию о приеме требования, то бумажное требование в ее адрес уже не направляется (п. 5 Порядка). Если же она вовремя в инспекцию не пришла, то инспекторы должны направить в компанию требование на бумажном носителе (п. 19 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка проверять поступление требований организация должна не реже одного раза в сутки. Но ответственности за нарушение этого правила в законодательстве нет. Таким образом, за то, что ваша организация с опозданием обнаружила в программе электронное требование, ей не грозят какие-либо штрафы.
Исполнять электронное требование вы тоже не должны. Подтверждением получения уведомления в электронном виде, как мы уже сказали, является квитанция о приеме. Но так как на следующий день после отправки требования организация не направила в ИФНС эту квитанцию, оно не считается полученным.
Не получив квитанцию о приеме, инспекция должна была направить вам бумажный экземпляр требования по почте. Датой получения требования, отправленного в адрес компании по почте, считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ). От этой даты и следует отсчитывать десять рабочих дней, отведенных Кодексом на представление в инспекцию запрошенных документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).
С 2015 г. действуют новые правила
Правила получения электронных требований о представлении документов ужесточатся с 1 января 2015 г., когда вступят в силу поправки, внесенные в ст. 23 и 76 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ).
У компаний, которые по правилам НК РФ обязаны сдавать декларации через интернет, появится новая обязанность — обеспечить получение от инспекции в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Эти компании обязаны будут передать налоговикам квитанцию о приеме таких документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией. Данная обязанность организаций будет закреплена в новом п. 5.1 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 10 Закона № 134-ФЗ).
При этом у налоговиков появится новое право. Если организация не исполнит свою обязанность по передаче квитанции о приеме требования, то инспекция вправе будет заблокировать расчетный счет. На это у нее будет десять рабочих дней со дня истечения шестидневного срока, отведенного компании на направление квитанции. Принять решение об отмене ареста счета инспекторы должны будут не позднее дня, следующего за днем передачи организацией квитанции. Соответствующие нормы появятся в п. 3 и 3.1 ст. 76 НК РФ (п. 5 ст. 10 Закона № 134-ФЗ).