Формально ответственность за указанное правонарушение должен нести субподрядчик. Однако для того, чтобы успешно оспорить штраф, генподрядчику необходимо будет доказать, что именно этот иностранный работник состоял в трудовых правоотношениях с субподрядчиком и был привлечен к работе именно на данном объекте. Причем для доказательства последнего одного договора подряда может оказаться недостаточно.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон № 115-ФЗ). Если работник прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, работодателям не надо получать разрешение на привлечение и использование таких работников, но сам иностранный работник должен все равно иметь разрешение на работу (п. 2, 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (примечание к ст. 18.15 КоАП РФ).
В ситуации, когда работы выполняет субподрядчик, привлеченный подрядчиком, и работодателем иностранного работника является именно субподрядчик, именно он обязан соблюдать правила приема на работу иностранных работников. На генподрядчике лежит обязанность контроля, в том числе за соблюдением субподрядчиком миграционного законодательства.
Если субподрядчик легально оформил на работу иностранных работников, у работников имеется разрешение на работу в РФ и между генподрядчиком и субподрядчиком заключен договор на выполнение работ силами субподрядчика, у генподрядчика, привлеченного к административной ответственности, имеются все шансы оспорить правомерность наложения административного штрафа в судебном порядке. Иными словами, необходимо доказать, что иностранец является именно работником субподрядчика и этот субподрядчик законно привлек к работе иностранца.
При этом на основании ст. 65 АПК РФ в суд необходимо представить доказательства, подтверждающие неосновательность привлечения генподрядчика к административной ответственности. Такими доказательствами могут являться: договор субподряда на выполнение работ, трудовой договор между субподрядчиком-работодателем и иностранным работником, разрешение иностранного работника на работу в России.
Но необходимо учитывать, что очень часто заказчик работ (генподрядчик) не может документально подтвердить тот факт, что конкретный иностранный работник, трудящийся на объекте, привлекался на работу именно подрядной (субподрядной) организацией. Так, например, ФАС Московского округа пришел к выводу, что наличие договора подряда само по себе не может свидетельствовать о привлечении иностранного гражданина к выполнению работ подрядчиком (постановления ФАС Московского округа от 04.07.2011 № КА-А40/6859-1 по делу № А40-28961/10-152-146, от 11.04.2011 № КА-А40/2776-11 по делу № А40-92806/10-111-538).
В отдельных случаях даже в ситуации, когда генеральный подрядчик доказывал факт того, что иностранцы являются работниками субподрядчика, суды привлекают к ответственности по п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за отсутствие разрешений на работу у работников именно генподрядчиков. Объясняется это следующим: организация как генеральный подрядчик, привлекая к выполнению работ субподрядчиков, несет ответственность, в том числе и за соблюдение ими норм миграционного законодательства. В противном случае эти условия должны включаться в договоры с субподрядными организациями. Организация-генподрядчик в силу своего правового статуса не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как у нее имеется такая возможность (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2011 по делу № А63-999/201, Уральского округа от 26.03.2013 № Ф09-914/13 по делу № А34-10/2012).