Генеральный директор и акционер, владевший до начала размещения более 20% голосующих акций, являются аффилированными лицами АО. В их отношении имела место передача акций от лица (общества) его аффилированным лицам. Из буквального прочтения ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) следует, что они освобождены от обязанности направить предложение о приобретении ценных бумаг, в то время как третий участник подписки должен это сделать.
Ситуация выглядит парадоксально. Произошло не перераспределение того же объема корпоративного контроля между аффилированными по отношению друг к другу акционерами, а значительный прирост корпоративного контроля у отдельных лиц, не аффилированных между собой, однако при этом одни из них освобождены от обязанности направить публичную оферту о приобретении ценных бумаг, а другие должны это сделать.
Очевидно, что указанная норма Закона об АО, создавшая для лиц, аффилированных с эмитентом, льготный режим приобретения дополнительно размещаемых ценных бумаг, должна быть скорректирована, однако корректировка может иметь разную направленность.
Если идти по пути усиления защиты интересов миноритариев посредством предоставления им гарантий возврата ранее осуществленных инвестиций, то обязанность делать обязательное предложение по итогам размещения ценных бумаг следует распространить на всех инвесторов, независимо от аффилированности с эмитентом.
Если во главу угла поставить более эффективное привлечение инвестиций, целесообразно установить, что по итогам размещения ценных бумаг вообще не должно возникать обязанности направлять предложение о приобретении остальных ценных бумаг общества. Законодатель уже сделал шаг в этом направлении, установив, что обязанность направлять оферту не возникает по итогам размещения акций при осуществлении акционером преимущественного права на приобретение дополнительных акций.