Организация вправе принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные в качестве налогового агента за иностранного партнера, в том налоговом периоде, в котором соответствующие суммы налога были фактически перечислены в бюджет. Но не исключено, что у инспекторов на местах может быть иное мнение. Об этом свидетельствует наличие судебной практики по данному вопросу, которая, к счастью, сложилась в пользу налогоплательщиков. Расскажем подробнее.
Налоговым кодексом предусмотрено, что уплата НДС российским покупателем — налоговым агентом за иностранного продавца производится одновременно с выплатой (перечислением) ему денежных средств в оплату товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 174 НК РФ). Данные суммы налога принимаются к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. При этом важно одновременное выполнение следующих условий. Во-первых, товары (работы, услуги) предназначены для использования в облагаемых НДС операциях. Во-вторых, в наличии имеются документы, подтверждающие исчисление и фактическую уплату налога из доходов заграничного партнера в бюджет. В-третьих, есть счет-фактура, а сами товары, работы или услуги приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Официальная позиция ФНС России заключается в том, что налоговый агент вправе заявить к вычету такие суммы НДС, но только в соответствующей декларации за квартал, следующий за кварталом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой налога, уплаченной в бюджет в отношении иностранных товаров (работ, услуг). В письмах от 14.09.2009 № 3-1-11/730 и от 07.06.2008 № 3-1-10/81@ фискалы аргументируют свою точку зрения тем, что согласно положениям ст. 55 НК РФ именно по окончании налогового периода определяется налоговая база и исчисляется налог, подлежащий уплате. Поэтому перечисленная в бюджет сумма НДС является фактической уплатой налога, а не переплатой только в случае, если она рассчитана исходя из налоговой базы, сложившейся за истекший налоговый период, и отражена в декларации, представленной за этот же налоговый период. Налоговые агенты обязаны представить в инспекцию по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Поскольку декларация представляется по окончании налогового периода, то она должна представляться, начиная с первого числа налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором производилась уплата НДС.
Таким образом, следуя фискальной логике, если организация, исполняя свою обязанность в качестве налогового агента, перечислила НДС в бюджет в I квартале 2014 г., то заявить соответствующую сумму налога к вычету она вправе в декларации по НДС за II квартал.
На наш взгляд, мнение налоговиков не имеет под собой законных оснований. Это подтверждается многочисленными примерами из арбитражной практики. Так, ФАС Московского округа, рассмотрев подобный случай, в постановлении от 23.12.2010 № КА-А40/16515-10 пришел к выводу, что организация, уплатившая в бюджет НДС в качестве налогового агента, имела право на вычет соответствующих сумм налога в том квартале, в котором налог был фактически перечислен в бюджет. Судьи отметили, что действующий порядок предъявления к вычету НДС не предусматривает условий, при которых уплаченная в соответствующий налоговый период сумма налога может быть предъявлена к вычету только в следующем квартале. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 16.12.2010 № КА-А40/15578-10, Волго-Вятского округа от 02.05.2007 № А43-16382/2006-34-691, Западно-Сибирского округа от 09.03.2005 № Ф04-845/2005(9008-А70-14) и др. Решений в пользу фискалов нам обнаружить не удалось.
Заметим, что Минфин России по спорному вопросу солидарен с арбитрами. В письме от 27.03.2008 № 03-07-08/71 чиновники отметили, что налоговый агент имеет право на вычет НДС, уплаченного из доходов иностранного лица при приобретении товаров (работ, услуг), в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет.