За несвоевременную выдачу трудовой книжки предусмотрена административная и материальная ответственность. В первом случае к ответственнности привлекается лицо, ответственное за ведение кадрового учета на предприятии, или при отсутствии такого лица — работодатель, а во втором — только работодатель. Но взыскать с виновного работника сумму, выплаченую уволенному сотруднику за задержку выдачи трудовой книжки, у компании получится только в пределах его месячного зработка.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. Днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (ст. 84.1 ТК РФ).
Если в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Только направив такое уведомление, работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
В случае задержки выдачи трудовой книжки для работодателя могут наступить неблагоприятные последствия.
Во-первых, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. Штраф для должностного лица, ответственного за выдачу трудовой книжки, составляет от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Во-вторых, если работодатель задерживает выдачу трудовой книжки, работник может потребовать возмещения материального ущерба (ст. 234 ТК РФ).
В частности, при задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее — Правила ведения трудовых книжек).
Теперь остановимся на том, кто именно ответственен за несвоевременную выдачу трудовой книжки: непосредственно работодатель или работник, уполномоченный на ведение и хранение трудовых книжек.
Пунктом 45 Правил ведения трудовых книжек установлено, что ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
Из этой нормы следует, что в том случае, если руководитель организации-работодателя назначил ответственное лицо за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, то именно это лицо будет привлечено к административной ответственности за несвоевременную выдачу работнику трудовой книжки.
Если же нет документального подтверждения того, что обязанности по ведению кадрового учета возложены работодателем на конкретного работника, к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ будет привлечена организация-работодатель (постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 № КА-А40/10220-06 по делу № А40-20745/06-148-194).
По правилу, установленному ст. 234 ТК РФ, материальный ущерб, причиненный работнику в результате несвоевременной выдачи трудовой книжки, возмещает работодатель. Между тем работник, причинивший прямой действительный ущерб работодателю, обязан его возместить (ст. 238 ТК РФ). Иными словами, работодатель вправе потребовать с кадрового работника, несвоевременно выдавшего трудовую книжку, возместить полученный ущерб. Но максимальный размер ущерба, который может быть взыскан работодателем с кадрового работника — это его средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ).