Ответ на ваш вопрос зависит от того, какие формы первичных документов утверждены в учетной политике вашей организации, а также от условий договора поставки.
Сначала поясним, почему бюджетные организации настаивают на том, чтобы поставщики оборудования составляли акт по форме № ОС-1.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время бюджетные организации при ведении бухгалтерского учета руководствуются следующими документами:
— План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н);
— План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н);
— приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Все эти нормативные акты предусматривают, что при приобретении основных средств, не являющихся зданиями и сооружениями, основанием для их принятия к бухгалтерскому учету является форма 0306001 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Она же — унифицированная форма № ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 (далее — постановление № 7).
В указаниях по применению формы № ОС-1 (они также утверждены постановлением № 7) сказано, что она применяется при приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) между организациями для включения в состав основных средств у организации-получателя или выбытия из состава основных средств у организации сдатчика. Причем она должна составляться как минимум в двух экземплярах и утверждаться руководителями обеих организаций.
Кроме того, из указаний следует, что раздел 1 формы № ОС-1 («Сведения о состоянии объекта на дату передачи») заполняется на основании данных передающей стороны, которые имеют информационный характер, для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется. При этом раздел 2 («Сведения об объекте на дату принятия к бухгалтерскому учету») заполняется получателем только в одном (своем) экземпляре.
Таким образом, из постановления № 7 следует, что данные передающей стороны могут отсутствовать в акте только в двух случаях: если имущество приобретено в розницу и если оно изготовлено самой бюджетной организацией. Именно поэтому предприятия бюджетной сферы и требуют, чтобы оптовая компания, поставляющая оборудование, составляла и заполняла форму № ОС-1.
При этом не учитывается, что для поставщиков продаваемое оборудование является не основным средством, а товаром, а потому они не должны составлять форму № ОС-1 при отгрузке его покупателю независимо от того, является он коммерческой или бюджетной организацией. Более того, только директор компании-поставщика может решать, каким документом будет оформляться операция по поставке товара. Ведь в коммерческой компании формы первичных учетных документов определяет исключительно ее руководитель (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Итак, если в учетной политике вашей компании сказано, что в случае отгрузки товара по договору поставки составляется товарная накладная, то никакой другой документ вы оформлять и передавать покупателю не должны.
Теперь разберемся, имеет ли право ваша компания составить помимо накладной еще и акт № ОС-1, если спорить с покупателем не в ваших интересах.
В статье 9 Закона № 402-ФЗ сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении этого факта хозяйственной жизни либо непосредственно после его окончания.
В данном законе нет запрета на то, чтобы по одному факту хозяйственной жизни компания составляла более одного документа. А это значит, что в договоре с контрагентом либо в учетной политике вы вправе предусмотреть, что при отгрузке оборудования бюджетной организации составляется два документа: товарная накладная и акт по форме № ОС-1.
При этом имеет смысл сделать оговорку: основанием для отражения операции по отгрузке оборудования в бухгалтерском и налоговом учете является товарная накладная, а акт носит справочный характер.