должен ли был заказчик в любом случае решить вопрос о приеме результата работ в течение пяти дней с даты, указанной в графике?
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ
(п. 1 ст. 708 ГК РФ). Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).
Особенности исполнения государственного контракта установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). В силу п. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ подрядчик в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо подрядчику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (п. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
В том случае, если заказчик составит мотивированный отказ от подписания акта приемки работ, работы не считаются принятыми вследствие нарушения подрядчиком своих обязательств по качеству работ. Результат выполненных подрядчиком работ считается принятым заказчиком при подписании акта приемки работ.
В госконтракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Так, в случае просрочки исполнения предусмотренных контрактом обязательств заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустойки (пеней)(п. 6, 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Отметим, что при просрочке исполнения работ направление заказчиком подрядчику требования об уплате неустойки является не правом, а обязанностью заказчика.
Подрядчик, в свою очередь, вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки при просрочке исполнения им своих обязательств (п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при сдаче-приемке работ существуют встречные обязательства, как заказчика, так и подрядчика.
Заказчик исполнил свое обязательство по предоставлению в определенный срок мотивированного отказа в приемке работ. И поскольку промежуточный результат работ был сдан подрядчиком с просрочкой, заказчик правомерно предъявил требование об уплате неустойки. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см. определения ВАС РФ от 02.04.2014 № ВАС-3464/14, от 25.03.2014 № ВАС-2701/14, от 29.12.2013 № ВАС-18697/13).