После внесения поправок в Кодекс данная норма из п. 5 ст. 185 «перекочевала» в п. 4 ст. 185.1. Кроме того, следует обратить внимание, что п. 1 ст. 185.1 Кодекса содержит исчерпывающий перечень действий, на совершение которых требуется выдача нотариально удостоверенной доверенности («Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом»). Однако сейчас п. 1 ст. 57 Закона об АО действует в прежней редакции и отсылает к нормам ГК РФ в старой редакции.
Можно ли юридическому лицу — акционеру при оформлении доверенностей на участие в общем собрании руководствоваться порядком, предусмотренным п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, или в настоящее время такие доверенности подлежат обязательному нотариальному удостоверению?
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 57 Закона об АО «представитель акционера на общем собрании акционеров действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то государственных органов или органов местного самоуправления либо доверенности, составленной в письменной форме. … Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально».
Однако в связи с последними изменениями п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ вообще не устанавливают требования к оформлению доверенности. Согласно Федеральному закону от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступил в силу в указанной части с 01 сентября 2013 г.) такие требования предусмотрены новой статьей 185.1 «Удостоверение доверенности».
Вместе с тем, техническую ошибку законодателя (нумерацию статей ГК РФ успели поменять, а вот отсылочную к ним норму Закона об АО — еще нет) не следует понимать как установление требования об обязательном нотариальном удостоверении доверенности на голосование на общем собрании акционеров. Смысл требования абз. 3 п. 1 ст. 57 Закона об АО — в обязательности нотариального удостоверения такой доверенности, только если не используется альтернативный способ ее оформления, предусмотренный ГК РФ:
1) для доверенностей физических лиц — удостоверение «организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении» (п. 3 ст. 185.1 Кодекса в редакции, действующей с 1 сентября 2013 г.). До названной даты такой порядок для доверенностей физических лиц был предусмотрен п. 4 ст. 185 ГК РФ и предоставлял несколько больше возможностей — допускалось удостоверение доверенности жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, которое с 1 сентября 2013 г., таким образом, отменено;
2) для доверенности от имени юридического лица — удостоверение «подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами» (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ в редакции, действующей с 1 сентября 2013 г.). Здесь обращает внимание снятие требования о приложении печати организации, имевшегося ранее: «Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации» (п. 5 ст. 185 Кодекса, применявшийся до 1 сентября 2013 г.).
В целом, исходя из системного толкования законодательства, полагаем, что альтернативные способы удостоверения доверенности на голосование на общем собрании акционеров, указанные в п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ, полностью применимы в настоящее время, даже с учетом того, что Закон об АО отсылает не прямо к этим нормам, а к п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ, в которых данные способы содержались ранее.
Доверенность юридического лица на голосование на общем собрании акционеров, оформленная в соответствии с требованиями п. 4 ст. 185.1 ГК РФ («доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами»), является надлежащим образом удостоверенной и позволяет указанному в ней представителю принять участие и голосовать на общем собрании акционеров от имени данного юридического лица.