На наш взгляд, суммы госпошлин, уплаченных за совершение юридически значимых действий по регистрации товарного знака, следует включить в его первоначальную стоимость и, соответственно, списывать на расходы посредством начисления амортизации.
Между тем некоторые специалисты полагают, что возможен и единовременный учет таких расходов на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. Правомерность применения этой нормы обосновывают п. 4 ст. 252 НК РФ, в котором сказано, что если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Попробуем разобраться.
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется соответствующим свидетельством (ст. 1477, 1481 ГК РФ). Свидетельство выдается Роспатентом после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ, удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении указанных в нем товаров (ст. 1480, 1481 ГК РФ). Отметим, что одним из обязательных этапов госрегистрации является проведение экспертиз по заявке на товарный знак (ст. 1497—1499 ГК РФ). При этом установлено, что на территории РФ действует исключительное право именно на зарегистрированный товарный знак (ст. 1479 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли исключительное право на товарный знак признается нематериальным активом (подп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость такого актива складывается из суммы всех расходов на его приобретение (создание) и доведение до состояния, пригодного для использования. Исключение — НДС и акцизы. Стоимость нематериальных активов учитывается в расходах путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Проанализировав вышеуказанные нормы, можно сделать вывод, что исключительное право на товарный знак возникает у налогоплательщика только после регистрации товарного знака в Роспатенте. То есть именно регистрация товарного знака делает его тем объектом, который и признается нематериальным активом для целей главы 25 НК РФ. В связи с этим, по нашему мнению, затраты на госрегистрацию товарного знака и проведение соответствующих экспертиз являются неотделимыми от этого объекта нематериальных активов и должны формировать его первоначальную стоимость как расходы, связанные с его созданием. Соответственно, о равных основаниях для отнесения спорных расходов к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), в данном случае речь идти не должна.
Аналогичное решение содержится в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-03-06/1/481. В нем утверждается, что воспользоваться подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ можно лишь в том случае, если уплата госпошлины не является необходимым условием для эксплуатации нематериального актива. В ином случае расходы на уплату государственной пошлины, предусмотренной законодательством, должны увеличивать первоначальную стоимость имущества и списываться путем амортизации.