Дело, видимо, в том, что ключ сертификата электронной подписи был выдан на бухгалтера, вот и не совпал с подписантом-директором.
В налоговой инспекции говорят, чтобы я отправила декларацию повторно и что будет штраф за непредставление декларации в установленный срок по ст. 119 НК РФ.
Права ли налоговая? Я надеялась, что если у меня есть подтверждение даты отправки в установленный срок, то штраф мне не грозит.
Налоговый орган неправ, но если он все-таки примет решение о привлечении к налоговой ответственности в этой ситуации, то неправомерность таких действий, скорее всего, придется доказывать в судебном порядке.
Дело в том, что в своих действиях налоговые органы руководствуются Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утверждены приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@, далее — Методические рекомендации) и Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, далее — Административный регламент). А положения этих документов не полностью соответствуют нормам п. 4 ст. 80 НК РФ. Поясним.
Пунктом п. 4 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленному формату, и обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме. При этом установлено, что при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Таким образом, если переданная налогоплательщиком налоговая декларация в электронном виде соответствует установленному формату, то налоговый орган обязан ее принять. Иных оснований для отказа в приеме налоговой декларации Налоговый кодекс не содержит.
Что касается даты отправки, то ее фиксирует специализированный оператор связи. Об этом сказано в п. 4 раздела II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, далее — Порядок представления налоговой декларации).
А вот пункт 2.10 Методических рекомендаций говорит, что при получении налогоплательщиком от налогового органа уведомления об отказе в приеме декларация считается не представленной, налогоплательщик устраняет ошибки и повторно представляет налоговую декларацию с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, номер корректировки). Пункт 28 Административного регламента устанавливает дополнительные основания для отказа в приеме налоговой декларации, среди них — отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (подп. 5).
Следовательно, по мнению налогового органа, если налоговая декларация подписана электронной подписью неуполномоченного лица (из вопроса не ясно, была ли у бухгалтера доверенность на подписание налоговой декларации), это является основанием для отказа в приеме такой налоговой декларации, и декларация считается непредставленной.
Подливает масла в огонь и упоминание в п. 4 ст. 80 НК РФ обязанности налогового органа выдать квитанцию в приеме. В связи с чем можно предполагать, что если такая квитанция не получена налогоплательщиком, то налоговая декларация не будет считаться представленной, даже если налогоплательщик своевременно отправил налоговую декларацию и получил подтверждение от специализированного оператора связи.
Но ведь в Налоговом кодексе (п. 4 ст. 80) день представления декларации определяется именно датой ее отправки, а не датой ее приема налоговым органом.
Кстати, о разном предназначении подтверждения специализированного оператора связи и квитанции о приеме налоговой декларации сказано в письме Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-08/49. Так, первое подтверждает именно дату представления налоговой декларации, а вторая — ее прием.
Таким образом, даже отказ в приеме не говорит о том, что налоговая декларация не была представлена. Судебная практика складывается исходя именно из такого подхода.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 по делу № А40-107240/12-90-539 судьи не поддержали налоговый орган, который утверждал, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме декларации. Арбитры со ссылкой на упомянутые нами Порядок представления налоговой декларации и письмо Минфина России однозначно подтвердили, что датой, которую следует считать днем представления налоговой декларации, переданной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, является дата отправки такой декларации, которая документально подтверждается специализированным оператором связи.
Кроме того, отметим, что даже представление неподписанной налоговой декларации, по мнению судей, не опровергает факт представления налогоплательщиком налоговой декларации и состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, не образует (постановление ФАС Московского округа от 09.12.2009 № КА-А40/13367-09).
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, даже если у бухгалтера не было полномочий на подписание налоговой декларации, то это обстоятельство не может являться основанием для отказа в ее приеме. Во-вторых, сам по себе отказ в приеме налоговой декларации не опровергает факт ее представления. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у налогового органа не имеется оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации.
Если же налоговый орган все-таки вынесет такое решение и оно не будет отменено в досудебном порядке вышестоящим налоговым органом, то у налогоплательщика имеются высокие шансы отменить его в судебном порядке.