По общему правилу расходы на командировки работников учитываются при расчете налога на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормы налогового законодательства не выдвигают для их учета каких-либо особых требований (в том числе по нормированию). Главное, чтобы расходы были документально подтверждены, обоснованы и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Поэтому, чтобы разобраться в правомерности выплаты работнику, временно исполняющему обязанности директора, командировочных расходов по нормам, предусмотренным в организации для руководителя, обратимся к нормам трудового законодательства.
Согласно ст. 151 Трудового кодекса при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
Правила оплаты командировочных расходов прописаны в ст. 168 ТК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Как видите, из норм трудового законодательства следует, что порядок оплаты (доплаты) за исполнение обязанностей руководителя организации, а также порядок и размеры возмещения командировочных расходов должны регламентироваться внутренними нормативными документами организации. Поэтому, если в компании коллективным или трудовым договором, положением о направлении работников в командировки или же просто приказом по организации предусмотрено, что командировочные расходы работника, временно исполняющего обязанности директора, компенсируются по нормам, установленным для руководителя организации, то такая выплата правомерна и не нарушает норм трудового законодательства. Соответственно, на наш взгляд, не будет и проблем с учетом таких выплат при расчете налога на прибыль. Для большей убедительности можно издать приказ по организации, в котором указать, что в служебной поездке исполняющий обязанности директора будет выполнять функции руководителя компании. В таком случае при документальном подтверждении командировочных расходов и при условии, что поездка носила производственный характер, затраты на командировку, компенсируемые по нормам, предусмотренным для директора организации, можно признать для целей налогообложения прибыли.