Вопрос с сайта www.eg-online.ru
Опасения организации, которая хранит денежные средства в банке, имеющем претензии Банка России, вполне понятны. В последнее время Банк России отозвал лицензии уже у достаточного количества, в том числе крупных банков. При выявлении ЦБ РФ грубых нарушений существует вероятность отзыва лицензии у такого коммерческого банка, что, скорее всего, повлечет за собой процедуру банкротства. Однако способ сохранения денег в виде размещения их во вкладах работников несет определенные риски. Во-первых, есть риск отказа в выплате страхового возмещения «подставным» вкладчикам со стороны Агентства по страхованию вкладов. Во-вторых, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности за мошенничество.
Страхование на денежные средства организаций не распространяется
Любой банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной надзорным органом — Банком России (ст. 13 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее — Закон № 395-1). Отзыв лицензии у банка происходит после выявления грубых нарушений, перечень которых установлен ст. 20 Закона № 395-1. В России сейчас действует система страхования вкладов, направленная на защиту прав вкладчиков в таких ситуациях. Однако страхование распространяется только на вклады физических лиц.
Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов) установлены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц. В случае отзыва у банка лицензии вкладчик — физическое лицо может получить страховое возмещение в размере, не превышающем 700 000 руб. (п. 2 ст. 11 Закона о страховании вкладов). Страхование вкладов юридических лиц законодательством не предусмотрено.
Вернуть свои деньги при отзыве лицензии у банка для организаций крайне проблематично, и далеко не всем клиентам-организациям таких кредитных организаций удается вернуть хотя бы часть своих средств.
Пунктом 3 ст. 50.36 Федерального закона от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен порядок очередности удовлетворения требований кредиторов, согласно которому обязательства юридических лиц удовлетворяются в третью очередь. Именно поэтому многим руководителям организаций приходит мысль разместить денежные средства во вкладах учредителей, участников, а также во вкладах работников и членов их семей.
Перевод денег во вклады работников — злоупотребление правом
Схема распределения средств организаций по вкладам работников не нова, такие действия получили свое название – дробление вкладов. Часто организации переводят денежные средства на счета работников, оформляя только банковские документы.
Операции по внесению денежных средств организацией на счет работника можно квалифицировать как заключение организацией договоров банковского вклада в пользу третьего лица. Так, если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. Предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу (п. 1 ст. 842 ГК РФ).
При этом чаще всего между организацией и работником не оформляются какие-либо гражданско-правовые договоры (например, заем). Это означает, что у организации отсутствуют правовые основания требовать возврата этих средств, приходится рассчитывать только на хорошие отношения с работником. Если он возвращать деньги откажется, то компании будет крайне проблематично получить их обратно.
Но это не единственная проблема, которая может возникнуть у организации. Государственная корпорация «Агентство по страхования вкладов» (далее — Агентство по страхованию вкладов), которое производит выплаты вкладчикам после отзыва у банка лицензии, следит за ситуацией и выявляет средства, которые оказались на счетах «подставных» вкладчиков и не включает их в реестр страховых выплат.
Законом запрещены осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1 ст. 10 ГК РФ). А перевод денежных средств организации на счета работников можно расценивать как злоупотребление правом.
С одной стороны, организация имеет право на такую операцию, но, с другой стороны, в данной ситуации нужно принимать во внимание цели перевода денежных средств.
Во-первых, законодательство не предусматривает страхование денежных средств организаций, находящихся на счетах банков. Намерение организации получить страховое возмещение при отзыве у банка лицензии противоречит действующему законодательству. Более того, договор банковского вклада в таком случае можно рассматривать как мнимую сделку (ст. 170 ГК РФ).
Во-вторых, требования организаций при банкротстве банков удовлетворяются в третью очередь. Получая страховое возмещение через работников, организация нарушает очередность удовлетворения требований и права других кредиторов. На этом основании Агентство по страхованию вкладов отказывает в выплате страхового возмещения «подставным» вкладчикам. Получить возмещение в таком случае вкладчику можно будет только через суд.
При этом вероятность получения суммы вклада будет также зависеть от момента, когда был открыт вклад на имя физического лица: после того как банк получил предписание Банка России о запрете (ограничении) кредитной организации привлекать новые вклады или до этого.
Как сообщается в докладе заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова к заседанию Экспертно-аналитического совета при ГК «Агентство по страхованию вкладов», судебная практика однозначно идет по пути признания незаконным формирования вкладов после вынесения соответствующего предписания Банка России, а заключенные договоры вклада (счета) недействительными. В отношении действий по формированию вкладов, совершенных при отсутствии предписания Банка России (или до его вынесения), что имело место в большинстве кредитных организаций, в которых такие действия были выявлены Агентством, судебная практика пока неоднозначна.
Руководителю грозит уголовная ответственность
Действия руководителей организации при переводе средств организации во вклады работников квалифицируются как мошенничество. Как следствие, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (см. бокс). Отметим, что с 10 декабря 2012 г. в УК РФ действует специальная ст. 159.4 «Мошенничество в сфере страхования». Мошенничеством в сфере страхования признается хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу. За это преступление предусмотрен штраф в размере 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Вместо штрафа возможны обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев.
Таким образом, с точки зрения законодательства операция организации по переводу собственных средств во вклады работников не является правомерной. Она может повлечь невозможность получения работниками страхового возмещения, а также привлечение к уголовной ответственности руководителя организации.
Судебное решение
Приговор Центрального районного суда г. Тюмени от 04.06.2012 № 1-368/2012
Руководителю организации, имеющей расчетный счет в коммерческом банке, стало известно о наличии у банка непреодолимых финансовых трудностей, влекущих за собой отзыв лицензии на осуществление банковских операций и банкротство банка. На расчетном счете организации находились денежные средства в особо крупном размере, распорядиться которыми организация не могла ввиду острой проблемы платежеспособности, существовавшей в банке. Поэтому руководитель решила перечислить денежные средства организации на счета работников с целью получения страхового возмещения. Не обошлось в данной ситуации без помощи сотрудника банка (следствием не был установлен).
24 ноября 2009 г. руководитель организации узнала о том, что на следующий день в банке будет введен запрет на осуществление отдельных банковских операций, в том числе на открытие банковских счетов, на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Именно 24 ноября 2009 г. денежные средства со счета организации были переведены на счета работников.
В январе 2010 г. руководитель организации и работники обратились в Агентство по страхованию вкладов с требованием о выплате возмещения. Агентство по страхованию вкладов отказало в выплате страхового возмещения по вкладам, оформленным на работников, усомнившись в законности их формирования. После этого руководитель решила обжаловать отказ Агентства в суд. Суд признал договоры банковского вклада незаконными и незаключенными, совершенными с целью злоупотребления правом, не влекущими возникновение у истцов прав, подлежащих судебной защите.
Впоследствии в отношении руководителя было возбуждено уголовное дело, его действия на основании ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ были квалифицированы как покушение на мошенничество. По мнению обвинения, преступные действия руководителя были направлены на незаконное причинение материального вреда Агентству по страхованию вкладов, а также вкладчикам банка, имеющим право на законное получение страхового возмещения, которые не смогли бы реализовать свое право ввиду досрочного исчерпания фонда обязательного страхования вкладов.