— взнос на содержание дорог — за проезд большегрузных машин;
— взнос на обслуживание очистных сооружений — оплачивают члены, пользующиеся канализацией;
— взнос за обслуживание газораспределительных пунктов — оплачивают члены, подключенные к газоснабжению;
— процент за взнос в кассу НП — компенсация расходов НП на последующий взнос наличных денег в банк (0,6%) и др.
В уставе также предусмотрено, что виды, размер взносов устанавливаются уставом и Положением о взносах (которого пока нет), утвержденным общим собранием. Подлежат ли указанные взносы налогообложению? Повлияет ли на порядок их налогообложения упоминание о них в Положении о взносах в качестве отдельного вида членского/дополнительного взноса?
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое партнерство) — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
На основании положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ дачные некоммерческие партнерства вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения установленных указанной главой ограничений.
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, суммы, полученные дачным некоммерческим партнерством в виде целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности (письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-11/14007, от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).
Следовательно, если упомянутые в вопросе взносы расходуются в соответствии с их целевым назначением, то собранные средства не подлежат налогообложению, то есть не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем при несоблюдении данного условия денежные взносы подлежат налогообложению в общем порядке и должны учитываться в составе доходов.
Упоминание указанных в вопросе платежей в Положении о взносах в качестве отдельных видов членских/дополнительных взносов поможет несколько упростить задачу обоснования их использования по назначению, так как ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ прямо предусмотрено использование таких взносов, в том числе на текущие расходы некоммерческого объединения.
При оформлении рассматриваемых взносов иным образом существует риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.