В настоящее время материальная помощь из единовременной выплаты, связанной с чрезвычайными обстоятельствами и не обусловленной какими-либо обязательствами со стороны работодателя, в повседневной практике организаций превращается в строго регламентированный платеж. В данном случае включение материальной помощи к отпуску на оздоровление в Положение об оплате труда по существу означает, что эта помощь является составной частью заработной платы. То есть тем, что согласно ст. 129 ТК РФ пределяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, материальную помощь на оздоровление, предоставляемую к отпуску, надлежит определять исходя из положений документов, согласно которым в соответствии со ст. 135 ТК РФ устанавливается заработная плата (трудовой договор, положение по оплате труда, или иной локальный нормативный акт, регулирующий оплату труда). Данная выплата может рассматриваться аналогично с другими доплатами и надбавками стимулирующего характера — премиями и иными поощрительными выплатами. Поясним на примере.
Положено ли увольняющемуся работнику вознаграждение по итогам года, квартальная премия, премия за месяц, если период, за который выплачивается вознаграждение (премия), отработан им не полностью? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в указанных выше документах определены конкретные условия, при выполнении которых у работника возникает право на получение, а у работодателя — обязанность по выплате соответствующих сумм. В частности, требование к отработанному времени. Так, если в качестве одного из условий получения премии (вознаграждения) предусмотрено, что работник должен отработать весь отчетный период (год, квартал, месяц), то увольнение в этом периоде означает, что работник не может претендовать на получение премии (вознаграждения).
В отношении материальной помощи к отпуску на оздоровление, кроме того, имеет значение также, является ли условием для ее получения фактическое предоставление отпуска работнику. Например, если в Положении об оплате труда имеет место формулировка о том, что помощь выплачивается только при уходе работника в отпуск, то при получении работником компенсации за неиспользованный отпуск данное условие не будет выполнено.
Для определения размера выплаты также следует исходить из конкретных формулировок Положения об оплате труда. Ведь часто встречается ситуация, когда работник уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск, получив в полном объеме отпускные суммы и материальную помощь на оздоровление, а затем увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого ему был предоставлен отпуск. В этом случае отпускные суммы пересчитываются и за неотработанные дни отпуска производятся удержания из заработной платы (ст. 137 ТК РФ). А как поступать с материальной помощью на оздоровление? Ее размер должен быть пересчитан? Законодательство не дает ответа на этот вопрос.
Нами приведены примеры возможных подходов к решению проблемы, обозначенной в вопросе. Конкретный ответ на поставленный вопрос нужно искать непосредственно в документах организации, регламентирующих оплату труда. Если же формулировки этих документов не позволяют принять однозначное решение, целесообразно дать приоритет интересам работника, дабы избежать судебных споров. В этом случае рекомендуем также внести уточнения (дополнения) в Положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, а также откорректировать трудовые договоры с работниками для устранения неопределенностей по данному вопросу.