Геологическая информация в соответствии с действующим законодательством может быть собственностью и, соответственно, отдельным объектом учета в качестве нематериального актива. Обоснуем это утверждение.
Информация как таковая является одним из объектов гражданских прав, что следует из ст. 128 ГК РФ. Гражданский кодекс не дает определения данного понятия и не регулирует вопросы права собственности на информацию. При этом следует учитывать, что согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит, в частности, из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Одним из таких законов является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
Приведем отдельные положения ст. ст. 2, 5, 11 Закона об информации.
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
Обладатель информации - лицо, самостоятельно ее создавшее либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
Действительно, затрагивая вопрос права собственности на материальные носители информации, Закон об информации не содержит аналогичного положения в отношении самой информации как совокупности сведений. В то же время, устанавливая как общее правило свободу доступа к информации и использования ее, данный правовой акт оговаривает, что федеральным законом могут быть определены ограничения в отношении информации. При этом из ст. 4 Закона следует, что законодательство об информации состоит не только из данного правового акта, но и из других регулирующих отношения по ее использованию федеральных законов. К ним и следует относить Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или собственности пользователя недр (ст. 27 Закона о недрах).
Если такая информация получена пользователем недр за счет государственных средств, то она является государственной собственностью. А в случае получения им геологической информации за счет собственных средств она признается собственностью пользователя недр.
Из системного анализа приведенных положений правовых актов следует, что геологическая информация является особым видом информации, в отношении которой законодатель счел необходимым урегулировать вопросы права собственности. При этом ст. 27 Закона о недрах не противоречит ни Гражданскому кодексу РФ, ни Закону об информации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учету подлежат, в частности, объекты, в отношении которых организация обладает правом собственности или иным вещным правом. Поэтому геологическая информация, на которую имеется право собственности, должна отражаться в учете организации как отдельный объект.
Нормативные документы не регулируют порядок и условия учета данного специфического объекта. Нет по данному вопросу и каких-либо разъяснений.
В то же время, если проанализировать нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) и Инструкции по применению Плана счетов, можно сделать вывод о том, что полученная организацией за свой счет геологическая информация должна отражаться именно на счете 04 "Нематериальные активы". Если же такая информация получена хозяйствующим субъектом за счет государственных средств, то она не должна им учитываться как объект права собственности, в том числе и до момента ее передачи в соответствующий фонд. А затраты организации на выполнение государственного контракта о получении геологической информации должны отражаться на счете 20 "Основное производство", который используется, в частности, для учета затрат по выполнению геолого-разведочных работ.
При этом геологическую информацию в учете следует отделять от содержащих ее материальных носителей (геологических отчетов, карт и т.п.) (пп. "в" п. 2 ПБУ 14/2007).
В ситуации, при которой скважина не ликвидируется после получения геологической информации, а принимается на учет в качестве основного средства, организация действительно должна учесть и скважину как основное средство, и геологическую информацию как нематериальный актив.
Первоначальная стоимость основных средств определяется согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а первоначальная стоимость нематериальных активов - в соответствии с ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
Очевидно, что одни и те же затраты не могут участвовать одновременно в формировании первоначальной стоимости двух объектов. Поэтому в рассматриваемой ситуации необходимо разграничить расходы, определив, какие из них непосредственно связаны с созданием (получением) каждого из объектов.
Так, например, затраты на бурение ствола шахты следует, очевидно, включать в первоначальную стоимость скважины (основного средства), а расходы по составлению геологических отчетов и карт - в первоначальную стоимость геологической информации (нематериального актива).
Представляется, что в ситуации, когда геологическая информация получается в процессе создания скважины, для облегчения процесса разграничения затрат с подрядными организациями следует отдельно заключать договор на строительство разведочной скважины и договор на получение указанной информации. Во всяком случае расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости разных объектов, должны быть отделены друг от друга.