Напомним, что в силу положений ст. 209 ТК РФ оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению указанных условий в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда проводится при аттестации рабочих мест. С 1 сентября 2008 г. действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Постановлением Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к данному документу был приведен в N 8 "ЭЖ Вопрос-Ответ".
Вредный производственный фактор - это фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию, а опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ). Перечни таких факторов утверждаются в разных целях. Например, Правительством РФ утверждены:
- Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (Постановление от 25.02.2000 N 163);
- Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (Постановление от 25.02.2000 N 162).
Отметим, что в данные Перечни не включены работы на персональных электронно-вычислительных машинах.
Статьей 213 ТК РФ установлена обязательность проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. В п. 4.2.3 данного Перечня в подразделе "Физические перегрузки" раздела "Факторы трудового процесса" указаны работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с ПЭВМ.
Обратим внимание на то, что данные работы названы в качестве самостоятельного фактора, который должен применяться в целях указанного Перечня независимо от того, в каких отраслях и в связи с исполнением каких трудовых функций эти работы осуществляются.
Разделом XIII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, установлены требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.
В частности, предусмотрено, что лица, работающие на персональных электронно-вычислительных машинах более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием персональных электронно-вычислительных машин, или для них ограничивается время работы с ними (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных данными Санитарными правилами. При этом трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством РФ.
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден уже упомянутым Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Следует отметить, что согласно ст. 213 ТК РФ обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.
Таким образом, если сотрудник при выполнении своих трудовых обязанностей работает на ПЭВМ свыше 50% своего рабочего времени, то он имеет право на медицинские осмотры (обследования), проводимые за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда сотрудникам выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13 утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Пункт 3 данного нормативного акта устанавливает, что такая выдача производится работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.03.2003 N 126.
Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 14 утверждены также Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, Рационы такого питания, Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.
В указанные Перечни не включены работы на ПЭВМ в качестве самостоятельного основания, дающего право на бесплатное получение молока и лечебно-профилактического питания.
Следовательно, в данной ситуации работник может иметь право на "спецпитание" только в том случае, если выполняемые им трудовые функции (помимо работы на ПЭВМ) позволяют распространить на него положения названных нормативных актов.
Обратим внимание на то, что ст. 222 ТК РФ, предусматривающая выдачу молока и лечебно-профилактического питания, с 14 октября 2007 г. действует в измененной редакции. В настоящее время она устанавливает, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока и указанных продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.