По общему правилу для мужчин пенсионный возраст наступает по достижении ими 60 лет, для женщин - 55 лет (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - Закон N 173-ФЗ).
Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения ими пенсионного возраста, т.е. с учетом выслуги лет (пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с выслугой лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Постановление N 781) был утвержден в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Учреждения "детский сад" и "детский дом" в данном Списке отсутствуют, поскольку являются образовательными учреждениями, а не учреждениями здравоохранения.
Вместе с тем до 1 октября 1993 г. на территории РФ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее - Постановление N 1397).
Согласно данному документу все медицинские сестры, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет.
То есть деятельность в образовательных учреждениях в качестве медсестры включалась в льготный стаж.
Но, к сожалению, Постановление N 1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Судебная практика
Но не стоит опускать руки. Правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ (см. Постановление КС РФ от 29.01.2004 N 2-П).
Таким образом, если стаж работы в дошкольном учреждении пришелся на период действия Постановления Совета Министров СССР N 1397, то право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости необходимо отстаивать в суде.
Причем судебная практика складывается в пользу граждан, восстанавливающих свое нарушенное право на досрочное получение пенсии по выслуге лет.
Так, согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.09.2007 N 31-В07-11, рассмотревшего в порядке надзора иск о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Суд определил, что период работы истицы в должности медсестры с 8 февраля 1983 г. по 5 февраля 1986 г. в яслях-саде подлежал включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование своей позиции Суд исходил из того, что в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.
Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
По мнению Суда, следует также учитывать правовую позицию, изложенную КС РФ в Определении от 05.11.2002 N 320-О.
Согласно указанному Определению, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Кроме того, по данному вопросу можно также ознакомиться с Определением ВС РФ от 12.05.2006 N 46-В06-8, содержащим аналогичный вывод.
Таким образом, у вас есть реальные шансы отстоять свое право на медицинский стаж в судебном порядке.