В соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2008 г.) по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
При этом в п. 9 ст. 259 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, применялись другие предельные значения - 300 000 и 400 000 руб. соответственно.
Отметим, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). А выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (п. 3 ст. 259 НК РФ).
По мнению автора, по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, приобретенным до 1 января 2008 г. и имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 и 400 000 руб., с 1 января 2008 г. основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.
От редакции. Отметим, что позиция автора совпадает с позицией, изложенной в Письмах Минфина России от 11.04.2008 N 03-03-06/1/269, от 18.01.2008 N 03-03-06/1/11. Но, по нашему мнению, при большом желании ее можно оспорить.
Представители Минфина ссылаются на п. 3 ст. 259 НК РФ, согласно которому выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен. Но что такое "метод"? Линейный и нелинейный методы описаны соответственно в п. п. 4 и 5 ст. 259 НК РФ. Суть их заключается в том, что при линейном методе норма амортизации применяется к первоначальной стоимости объекта, а при нелинейном - к удвоенной остаточной стоимости. Применение специальных коэффициентов, повышающих или понижающих основную норму амортизации в соответствии с п. п. 7 - 10 ст. 259 НК РФ и, соответственно, уменьшающих либо увеличивающих срок полезного использования, не влечет изменения применяемого метода начисления амортизации.
Поэтому, по нашему мнению, организация, применявшая до 2008 г. понижающий коэффициент, вправе не делать этого с 2008 г., если первоначальная стоимость автомобиля не превышает установленные с 1 января 2008 г. новые лимиты стоимости.