Налоговые органы с 2007 г. имеют право списывать штрафы со счетов налогоплательщиков инкассо во внесудебном порядке. До 2007 г. это было предусмотрено только для суммы недоимки налога (сбора) и пеней.
Сумма штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ действительно очень велика. Но арбитражная практика свидетельствует, что шансы смягчения ответственности (уменьшения суммы штрафа) также весьма велики. Причем бывали случаи, когда суд в отношении некоторых налогоплательщиков снижал сумму штрафа в 10 - 20 (!) раз.
Вам желательно заранее - до принятия решения по акту - представить в инспекцию обоснования для смягчения ответственности.
О возражениях по акту
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Согласно ст. 6.1 НК РФ под днями следует понимать рабочие дни.
Поскольку акт вручили налогоплательщику под роспись 4 сентября 2008 г., письменные возражения по акту он может подавать в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. Таким образом, последним днем подачи возражений для рассматриваемого случая (исходя из пятидневной рабочей недели) должно считаться 24 сентября.
Но налогоплательщику предлагают "подойти за решением по акту" 19 сентября. Это очень странно, поскольку решение по акту проверки должно быть принято "в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ". То есть применительно к рассматриваемому случаю - после 24 сентября. Причем указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Следовательно, ваш налоговый орган применяет сроки, не соответствующие ныне действующей редакции ст. 6.1 НК РФ: понимает под словом "день" не рабочий день, а календарный.
Решение - не без участия налогоплательщика
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
В п. п. 3 - 5 ст. 101 НК РФ описывается порядок проведения заседания по рассмотрению материалов налоговой проверки по существу.
В частности, согласно пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 7 ст. 101 НК РФ).
В решении о привлечении к ответственности, в частности, должна быть ссылка на "доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту" (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Обратите внимание! В решении указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Ищем повод для смягчения ответственности
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (п. 4 ст. 112 НК РФ).
Отметим, что обязанность налогового органа выявлять в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, закреплена в п. 5 ст. 101 НК РФ. При этом указанная обязанность не обусловлена законодателем подачей налогоплательщиком в налоговый орган заявления об уменьшении штрафных санкций (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2007 N Ф04-7360/2007(39712-А67-3), Ф04-7360/2007(39396-А67-3).
В то же время налоговые органы зачастую забывают о смягчающих обстоятельствах, не забывая об обстоятельстве, отягчающем ответственность. Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ в качестве такого признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. В силу п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Таким образом, если на день принятия решения не прошло 12 месяцев со дня вынесения решения, по которому вы также привлекались к ответственности по ст. 119 НК РФ, это является отягчающим обстоятельством. При наличии такого обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Поэтому рекомендуем, не дожидаясь у моря погоды, представить заранее - до рассмотрения акта проверки начальником налоговой инспекции (желательно с вашим участием) - ходатайство с просьбой признать обстоятельства, смягчающие ответственность. При этом, по нашему мнению, целесообразно в ходатайстве признать свою вину в неумышленном (по неосторожности - п. 3 ст. 110 НК РФ) нарушении сроков представления деклараций.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обратите внимание! Приведенный в п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим.
Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 19 совместного Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что в п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции.
Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза.
Вот что говорилось в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П:
"Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
...Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи".
В этой связи при назначении санкций штрафного характера необходимо учитывать принцип справедливости при назначении наказания, соразмерности наказания допущенному правонарушению.
Арбитражная практика показывает, что в качестве смягчающих ответственность обстоятельств можно использовать, в частности, следующие обстоятельства:
1) отсутствие умысла налогоплательщика в совершении налогового правонарушения;
2) налогоплательщик сам обнаружил свою ошибку и до подачи деклараций уплатил суммы налога и пени;
3) налогоплательщик не скрывал объекты налогообложения, представлял декларации и уплачивал в полном объеме налог, но по ошибке не тот. Хорошо, если сумма ЕНВД примерно равна сумме ранее уплаченного по ошибке НДФЛ. Тогда сумма пеней не просто компенсирует, а уже перекрывает возможные потери бюджета;
4) непредставление декларации и неуплата налога совершены не по умыслу налогоплательщика, а по ошибке бухгалтера, который либо привлечен к административной ответственности, либо давно уволился;
5) налоговое правонарушение совершено налогоплательщиком впервые;
6) предприниматель вообще не привлекался ранее к ответственности какого-либо вида;
7) налогоплательщик является физическим лицом;
8) на его иждивении находятся малолетние дети, беременная или кормящая жена, больные родители и т.д.;
9) у жены предпринимателя низкая зарплата, у него отсутствуют средства на расчетном счете и другие факторы, документально подтверждающие сложное материальное положение предпринимателя;
10) уплата суммы штрафа в полном размере сделает невозможной выплату заработной платы наемным работникам;
11) уплата суммы штрафа в полном размере может даже поставить под вопрос дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности. Хорошо также, если деятельность в данном регионе является социально значимой (например, в районе не хватает именно таких услуг);
12) наличие у предпринимателя и/или членов его семьи хронических заболеваний, требующих постоянных крупных расходов на лечение и лекарства.
Если решение уже принято
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Если начальник инспекции не пойдет навстречу и примет решение о привлечении к ответственности без снижения суммы штрафа, то до вступления решения в силу можно подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. При этом можно даже подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Одновременно можно подавать иск в арбитражный суд.
Порядок подачи апелляционной жалобы и порядок подачи жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа содержатся в ст. ст. 101.2, 139 - 141 НК РФ.