Указанные в вопросе транспортные расходы имеют совершенно разную природу, поэтому рассмотрим их отдельно.
Доставка товара в региональные обособленные подразделения
Бухгалтерский учет. В ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, предусмотрены варианты учета транспортных расходов, связанных с доставкой приобретенных товаров до центрального склада, так как такие расходы формируют первоначальную стоимость МПЗ. Механизм формирования первоначальной стоимости МПЗ должен быть предусмотрен учетной политикой и выбран из двух возможных вариантов.
Так, в соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 организация, осуществляющая торговую деятельность, может включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу, а не в состав первоначальной стоимости единицы товара. В этом случае транспортные расходы ежемесячно распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе.
Другой вариант учета транспортных расходов предусмотрен п. 6 ПБУ 5/01. В соответствии с ним затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов включаются в их фактическую себестоимость с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". В этом случае расходы по доставке товара до основного склада включаются в стоимость единицы товара.
В обоих случаях указанные транспортные расходы являются расходами, которые формируют фактическую себестоимость реализованных товаров (строку 020 "Себестоимость продаж..." Отчета о прибылях и убытках).
Вариант учета транспортных расходов, связанных с доставкой товара на центральный склад, должен быть определен каждой организацией самостоятельно исходя из особенностей хозяйственной деятельности и закреплен в ее учетной политике.
Распределение транспортных расходов, связанных с внутренним перемещением товаров, в том числе с доставкой товаров в обособленные подразделения, нормами действующего законодательства не предусмотрено. Данные расходы не связаны непосредственно с приобретением МПЗ. При этом фактически данный вид транспортных расходов может классифицироваться как прямые или как косвенные расходы в зависимости от особенностей хозяйственной схемы, выбранной вашей организацией для целей управления.
Если транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в обособленные подразделения, будут классифицированы в учетной политике организации как прямые, то сумму таких расходов можно ежемесячно распределять между проданным товаром и остатком товара на складе.
В случае если данный вид транспортных расходов будет классифицирован в качестве косвенных расходов, они подлежат отражению в полной сумме в составе расходов текущего периода.
По мнению автора, расходы, не формирующие стоимость приобретаемого товара, нецелесообразно распределять.
Налоговый учет. Для целей налогообложения в соответствии со ст. 320 НК РФ к прямым расходам на доставку относятся расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. При этом прямые расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на складе. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Таким образом, транспортные расходы, связанные с доставкой товара обособленным подразделениям, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ являются косвенными и подлежат включению в полном объеме в состав расходов текущего периода.
Данный вид транспортных расходов, по мнению автора, целесообразно учитывать в бухгалтерском учете также в виде косвенных расходов и отражать в полной сумме в составе коммерческих расходов (расходов на продажу) текущего периода для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета.
Доставка товара на склад оптового покупателя
По мнению автора, в налоговом учете транспортные расходы данного вида относятся к косвенным расходам. Ведь они никоим образом не связаны с расходами по приобретению товара, которые как раз являются прямыми и подлежат распределению по ст. 320 НК РФ.
Транспортные расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателя, в бухгалтерском учете не могут быть распределены между реализованным товаром и остатком товара на складе. В данном случае транспортные расходы связаны только с конкретным товаром, предназначенным для конкретного покупателя. И этот товар будет полностью реализован в момент прибытия, так как право собственности на товар переходит на складе покупателя.
С нереализованным товаром, оставшимся на складе вашей организации, данные транспортные расходы не связаны. Их сумма на этот товар распределяться не может. Данные расходы имеют иную природу и должны включаться в бухгалтерском учете и в форме Отчета о прибылях и убытках в состав коммерческих расходов (расходов на продажу).